Вероника Захарова
Конспект деятельности по речевому развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развивать диалогическую речь и коммуникативные навыки.
Задачи:
• Активизировать словарный запас за счет включения в речь антонимов и эпитетов;
• Развивать фонематические представления с опорой на цветовые символы;
• Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
• Совершенствовать навык работы по заданной схеме;
• Развивать навыки пространственной ориентировки;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Конспект деятельности по речевому развитию „Путешествие по сказке „Гуси-лебеди“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Оборудование:
• Презентация «Гуси-лебеди»;
• Рабочие листы «Печка», «Лабиринт» на каждого ребенка;
• Поднос с различными хлебобулочными изделиями;
• Схема звукового анализа слова «пирожок» для фланелеграфа;
• Карточки-схемы для составления описательного рассказа;
• Яблоко;
• Мяч;
• Зашифрованная схема передвижения.
Предварительная работа:
• Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»;
• Формирование умения проводить звуковой анализ слова, знакомство с цветовым обозначением звуков;
• Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на карточки-схемы;
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Замочек».
Организация детей:
Дети свободно размещаются в групповой комнате и самостоятельно передвигаются в пространстве, ориентируясь на условные обозначения. При выполнении письменных заданий дети садятся за столы.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Какое у вас настроение сегодня? (Хорошее, радостное, веселое).
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Личностно-ориентированная технология.
Мы с вами сейчас отправимся в сказку. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова. (Повеселились, покрутились, в волшебной сказке очутились).
(На экране – слайд «Гуси-лебеди»).
В какой сказке мы оказались? (В сказке «Гуси-лебеди»).
Что произошло в сказке? (Гуси-лебеди украли братца Иванушку у Машеньки. Она пошла его искать).
Трудный ли путь был у Маши, пока она искала братца? (Трудный, по дороге с ней происходило много приключений).
Давайте поможем Машеньке найти Иванушку. (Давайте).
Игровая технология, ИКТ.
Отправляемся в путь-дорогу. Мы узнаем, кто встретится первый на пути в нашей сказке, если правильно соединим точки от 1 до 12.
Что у вас получилось? (Получилась печка).
Пойдемте к печке и спросим у нее, куда полетели гуси-лебеди. (Дидактическая игра «Мы спросили нашу печь»).
А печка и отвечает: «Поиграйте со мной, тогда скажу».
Печка приготовила для вас задание. Если вы сумеете с ним справится, она подскажет, куда полетели гуси-лебеди. Посмотрите на схему на фланелеграфе. Как вы думаете, что обозначают эти кружки? (Это схема звукового анализа слова).
Посмотрите на поднос и скажите, название какого предмета подходит к этой звуковой схеме? Почему? (Пирожок. В слове «пирожок» 7 звуков, и кружков 7).
Почему первый кружок зеленого цвета? (Потому что в слове «пирожок» первый согласный мягкий).
Что обозначают красные круги? (Гласные звуки).
Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные).
Что обозначают синие круги? (Твердые согласные звуки).
Разделите слово «пирожок» на части. Сколько частей получилось? (Получилось 3 части).
Молодцы, вы выполнили все задания, и печка дает вам подсказку.
Как вы думаете, что она обозначает, куда нам отправиться дальше? (Нам нужно идти к яблоне).
Технология познавательно-исследовательской деятельности.
Что мы спросим у яблони? (Яблонька-яблонька, скажи, пожалуйста, куда полетели Гуси-лебеди)
Яблонька вам хочет загадать загадку:
Красное, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко).
Чтобы яблонька рассказала, куда полетели Гуси-лебеди, нам нужно рассказать про яблоко. А помогут нам в этом карточки-подсказки. Что обозначает каждая карточка? (Дети объясняют значения карточек: глаз – помогает увидеть предмет; рука – предмет можно потрогать, определить, какой он на ощупь; рот – помогает узнать вкус предмета; нос – позволяет определить запах; знак вопроса – нужно сказать дополнительную информацию о предмете: где он растет.).
Берите по одной карточке и расскажите о яблоке по той подсказке, которая изображена на вашей карточке. (Дети рассказывают о яблоке каждый свою часть информации, потом соединяют всю информацию и составляют полный рассказ).
Из яблок можно приготовить очень много вкусного. Яблонька хочет проверить, знаете ли вы, что можно приготовить из яблок. (Дети ловят мяч и называют, что можно приготовить из яблок (яблочный джем, яблочное варенье).
Яблоки на яблоньке очень вкусные. Давайте посчитаем, сколько вкусных яблок на этой ветке. (Одно вкусное яблоко, два вкусных яблока.).
Молодцы, вы выполнили все задания яблоньки, и она дает нам подсказку. Что обозначает эта подсказка? (Нужно отправится к речке).
Технология познавательно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология, ИКТ.
Мы пришли речке, что мы у нее спросим? (Здравствуй, молочная речка, кисельные берега. Скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели)
Речка просит вас ей помочь, тогда она нам и подскажет. В эти баночки ей нужно налить свой сладкий кисель, а у нее очень много дел. Помогите ей заполнить баночки. (Дети индивидуально выполняют штриховку).
Молодцы, речка дала нам план дороги к дому Бабы-Яги. Но он не очень понятен. У вас получится пройти по этой дороге? (Дети выполняют задание лабиринт).
Отлично, вот мы и дошли до дома Бабы-Яги.
Технология продуктивной деятельности, технология познавательно-исследовательской деятельности.
Вот мы и перед избушкой. Но она от нас отвернулась, и мы не можем войти. Что же нам делать? (Нужно попросить: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»).
Отлично, но на двери замок. Пока мы его не откроем, мы не сможем попасть внутрь и помочь Машеньке забрать Иванушку. Как можно открыть замок? (Дети предлагают свои варианты, затем выполняют пальчиковую гимнастику «Замок»).
Вот мы и помогли Машеньке добраться до дома Бабы-Яги раньше, чем она возвратилась. Машенька заберет Ваню и вернется к себе домой, к родителям. И нам тоже пора возвращаться в садик. Давайте говорить волшебные слова. (Повертелись, покружились и из сказки возвратились).
Технология познавательно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающая, игровая технологии.
Вы все молодцы, справились со всеми сложными заданиями и помогли сказочным героям в сложной ситуации. Если захотите, нарисуйте в группе тот момент нашего путешествия, который вам больше всего понравился. (Дети по желанию рисуют понравившийся момент образовательной деятельности).
Технология продуктивной деятельности, личностно-ориентированная технология.
Вывод:
Использование игровой технологии и введение детей в сказочную ситуацию позволило им справиться с поставленными образовательными и воспитательными задачами. У детей было сформировано умение самостоятельно передвигаться в пространстве, «читая» простейшую графическую информацию. Дети стремились созерцать предметы и явления, направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Непосредственная образовательная деятельность способствовала воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть и трудиться, договариваться и помогать друг другу.