Орехова Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Письмо от художника Кисточкина"
Цель: Развитие речевого творчества.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие :
1. Воспитывать интерес детей к поэзии.
2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Письмо от художника Кисточкина“» размещена в разделах
3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).
Художественно – эстетическое развитие :
1. Развитие у детей умения понимать и воспринимать произведения изобразительного искусства.
Социально – коммуникативное развитие :
1. Воспитывать желание помогать другу.
Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями (без текста); книга со стихами Пушкина.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений (дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета, в багрянец и золото одетые леса).
Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
Ход НОД
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина).
Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).
Воспитатель: (читает детям письмо Кисточкина) «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять. Заранее благодарен вам, художник Кисточкин».
Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.
Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?
(Дети зачитывают отрывки стихов). Осень на опушке краски разводила,
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте какое я знаю стихотворение. Написала его Зоя Федоровская.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите - осень в золото одета!
Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности. Сравнивают осень с художником (осень на опушке краски разводила, используют различные эпитеты (Пожелтел орешник, и зарделись клёны)
Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?
Дети: Красными, жёлтыми, багряными, пурпурными и т. д.
Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?
Дети: Дождь – осенний, туча хмурая, листва золотая, небо пасмурное, деревья в золотом наряде.
Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Подбери сравнение». Я вам называю слово, а вы мне называете слова с чем его можно сравнить.
Дуб - великан, господин;
Осень - царица, рыжая красавица, художница;
Трава - ковёр;
Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;
Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения? А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?
Дети: Надо уметь видеть необычное в обычном. Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением.
Воспитатель: Правильно дети. А сейчас я предлагаю вам поиграть вам в ещё очень интересную игру, которая называется «Скажи наоборот». Я буду называть слово и передавать вам мяч, а вы мне будете называть слово противоположное моему и передавать мяч обратно мне.
Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий – громкий, тёмный – светлый, сильный – слабый.
Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку:
Скажу я слово высоко, а я отвечу (низко,
Скажу я слово далеко, а я отвечу (близко,
Скажу тебе я слово трус, а я отвечу (храбрец,
Теперь начало я скажу, а я отвечу (конец,
Скажу я слово молодой, а я отвечу (старый,
Скажу я слово белый, а я отвечу (лохматый,
Скажу я слово мокрый, а я отвечу (лохматый,
Скажу я слово читый, а я отвечу (грязный)
Воспитатель: Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением. А теперь давайте немного отдохнём. Я объявляю физкультминутку.
Воспитатель: Как хорошо мы отдохнули! Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы написать стихи ещё нужно уметь сочинять рифмы. А вы знаете что такое рифмы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются. Например, шишка-малышка, птичка-невиличка, но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал писатель Николай Красильников:
• «Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку)».
• «Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»
Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.
«Подбери рифму» (день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки - ножки; листва – густа).
Воспитатель: Ребята, как вы ловко научились придумывать рифмы к словам. А сейчас я, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.
Обратите внимание, в художник Кисточкин нарисовал четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?
Дети: Да!
Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его? (дети по очереди описывают небо на каждой из картин, используя сравнения, эпитеты).
Воспитатель: (на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Ребята, по цвету, можно понять настроение картины. Как вы думаете, почему по цвету можно понять настроение картины?
Дети: Если, например, небо изображено пасмурно, тёмными красками, то и настроение у картины грустное, печальное, а если небо изображено голубыми, розовыми красками, то и настроение у картины весёлое, радостное.
Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?
Дети: Огромный дуб, серая туча, золотая осень, нежное небо, ясный день и т. д.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.
Дети придумывают несколько образных выражений к любой из картин. Все ответы детей выслушиваются.
Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?
Дети: Сочинять рифмы, играть в игру «Скажи наоборот», придумывать стихотворения к картинам про осень.
Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем. А наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.