Галина Павлова
Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширять представления детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать диалог, продолжать учить лепить по замыслу, развивать мелкую моторику.
Развивающие :
Упражнять детей в употреблении в речи слов во множественном числе в родительном падеже.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Насекомые“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивать словесно-логическое мышление детей, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Развивать общую моторику, координацию. Развивать зрительную и слуховую память.
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, любовь к природе.
Оборудование: игрушки -насекомые, предметные картинки насекомых, мольберт, мяч, схема развития насекомого, ТСО (звуки насекомых, песенка паровоза, пластилин, лесная полянка с цветами.
I Вводная часть
Ребята, какое время года сейчас? Я хочу вас пригласить на весеннюю лесную поляну, посмотреть, как красиво там сейчас. Давайте, как вагончики прицепимся друг к другу и поедем (Включается музыка).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет.
II Основная часть.
1) Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке так тихо, никого нет, я не вижу ни одного насекомого. А я знаю, что произошло с ними. Я вам сейчас расскажу. Вот здесь лежит конверт с письмом, а в нем загадки.
Жил - был на поляне злой паук, и он заколдовал на поляне всех насекомых, и спасти их можно, если выполним все задания паука. Вы готовы помочь?
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
Молодцы, ребята, теперь стрекоза ожила и спела вам свою песенку (звуки стрекозы).
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала,
Работящая … (Пчела).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (Бабочка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелененький … (Кузнечик)
Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились, все загадки отгадали
Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать отгадки?
Ребята, а где живут насекомые?
Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде.
2)Каких еще насекомых вы знаете?
Дидактическая игра с мячом «Назови насекомое».
(Гусеница, клещ, оса, богомол, божья коровка, наездник и т. д.).
3)Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей.)
Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы, божьи коровки уничтожают тлю на листочках).
Назовите вредных насекомых (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар разносчик болезней).
Воспитатель: Ну а теперь давайте превратимся в разных насекомых.
Физминутка «Насекомые над лугом»
Жу – жу – жу – жужжит пчела:
Я лечу из далека (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
Зу – зу – зу – комар пищит (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
Укусить скорей спешит.
Уф – уф – уф – как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повёз. (Ритмично притопывают ногами).
Жук гудит: «Гу – жу, гу – жу,
Я любого разбужу. (Ритмично хлопают в ладоши).
4)Игра «Четвертый лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя пчела, потому что она полезное насекомые, а остальные насекомые – вредители.
Лишний жук – олень, потому что он травоядное насекомое, а остальные хищные.
Лишний кузнечик, потому что он прыгает, а остальные насекомые летают.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно обосновали ответы.
5)Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
На нашей земле самым красивым насекомым считается бабочка. Расскажите, пожалуйста. по схеме рождение бабочки.
- Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца?
Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница?
Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается?
Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки?
Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
6) Дидактическая игра «Один – пять»
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть насекомые со словом один, а вы должны называть его со словом пять.
Воспитатель – дети
Один комар – пять комаров
Одна оса – пять ос
Один жук – пять жуков
Одна пчела – пять пчел
Один муравей – пять муравьев
Одна муха – пять мух
Одна бабочка – пять бабочек
7) Ребята, из каких частей состоит тело насекомого?
Данила, выйди, пожалуйста, покажи и расскажи нам.
У насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове - пара усиков, служащих для осязания и обоняния, пара глаз. Все насекомые имеют 6 ног, прикрепленных к груди. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы. На брюшке имеется яйцеклад. Большинство насекомых имеют крылья, а бабочка и стрекоза - две пары крыльев.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым, теперь все насекомые освободились от злых чар паука. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть в мире, в котором мы живем, всегда будет солнце, голубое небо и зеленая трава и деревья! А нам пора возвращаться в детский сад. Я прошу вас всех сесть на поезд и мы поедем в наш любимый детский сад (музыка паровоз едет).
Вот мы и в детском саду.
- Ребята, что интересного вы узнали на занятии?
- А можно трогать и убивать насекомых?
(Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы. Насекомые – это часть природы, их нельзя обижать, ими можно любоваться, смотреть на них, слушать, как они жужжат).
- Вы сегодня молодцы, очень хорошо занимались, спасибо!
Использованная литература:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.
«Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации» : Баласс: 2010 г.
2. Бондаренко Т. М. экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж: Учитель, 2007.
3. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой». М: Просвещение 1973.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В, Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Вако, 2008.