Зоя Ковальчук
Конспект НОД по речевому развитию «Посылка деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повторение и закрепление материала по обучению грамоте, пройденного за учебный год.
Задачи:
• Обучающие: Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, умение делить слова на слоги, определять и называть количество слогов в слове, выделять ударный слог, составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении, записывать схему предложения. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по значению (антонимы)
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Посылка деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывающие: продолжать формировать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостному сопереживанию, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивающие : продолжать формировать зрительное и слуховое восприятие; воображение; образную и слуховую память; наглядно-образное мышление; концентрацию и устойчивость внимания; речь. координацию движений посредством выполнения физминутки, а также тонкую и общую моторику.
Предварительная работа:
дидактические игры: «Звуковые домики» «Где спрятался звук?», «Назови первый звук»,
беседы, НОД, загадки, логопедические стишки., медальки для награждения детей, Консультация для родителей : «Речевые игры по дороге домой и в детский сад». «Проблемы в обучении грамоте. Пути решения. Мастер – класс».
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая.
Методы и приемы:
• игровые;
• словесные (объяснение, вопросы, худ. слово);
• наглядные (схемы, иллюстрации, музыкальное сопровождение);
• практические: поисковый (поиск решения поставленных задач);
• метод стимулирования мотивов и интересов: познавательные задания.
Оборудование: магнитная доска, сундучок, 5ключей, письмо, картинки, карточки для игры «Магазин», загадки, запись музыкальной артикуляционной гимнастики, схемы по звуковому анализу, фишки, палочка – указка. медальки для награждения детей, книга Азбука (Букварь, фото Деда Грамотея.
Основной источник информации:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "«От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Основная Общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Калининский детский сад «Светлячок»
4. Интернет-ресурсы, поисковая система yandex.ru
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход образовательной деятельности:
Организационный этап:
Воспитатель: -Как много людей собралось в нашем зале!
Ребята, а что же сегодня за день?
-Вы что же совсем ничего и не знали?
Сегодня наш сад принимает гостей!
-Сегодня, ребята, мы будем трудиться,
Чтоб нашим гостям детский сад показать.
-Расскажем, как мы здесь живём, веселимся,
О том, чему учит любимый наш сад.
-Гостей мы встречаем в зале нарядном
Как рады вас видеть сегодня, друзья!
-Пусть будет в саду вам легко и приятно
Грустить в наших стенах строжайше нельзя!
-Вас приветствовать в стенах своих очень рад
«Светлячок» - наш дорогой детский сад! (все вместе)
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: : Ребята к нам в детский сад пришло письмо от Деда Грамотея из страны АБВГДейка давайте его вместе прочтем!
«Дорогие дети, старшей группы «Солнышко»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в музыкальном зале. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
«Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, для того, что бы мы четко отвечали на вопросы, и выполняли правильно все задания нужно сделать артикуляционную гимнастику.
(Музыкальная гимнастика)
- Молодцы.
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ.
Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких. (ложках)
Дети: ложках. Надо искать там, где ложки!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Основной этап:
Задание №1. Игра «Вопрос – ответ»
Из чего состоит наша речь (из предложений)
Какие бывают предложения (вопросит. восклицат. повествоват.)
Из чего состоят предложения (из слов)
Какие бывают слова (длинные и короткие)
На что делятся слова? (на слоги)
Из чего состоит слово (из звуков)
Какие бывают звуки (гл. и согл.)
Какие бывают согласные звуки?
Какие бывают гласные звуки?
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в зале книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Воспитатель: Задание № 2. Игра “Молчанка”. Я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопком и показываете количество слогов на пальцах.
Воспитатель: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«жаворонок» — четыре слога;
«жук» — один слог.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам второй ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ во второй замок)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки. (пенек.)
Дети: Это пенек! Надо искать ключ там, где у нас стоит пенек!
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом.
Игра «Скажи наоборот»
Длинный - короткий
Черный - белый
Больной - здоровый
Плакать - смеяться
Грустить - веселиться
День - ночь
Мягкий - твердый
Жарко - холодно
Жадный - щедрый
Большой - маленький
Быстро - медленно
Грязно - чисто
Громкий - тихий
Светлый - темный
Добрый - злой
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и третий ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в третий замок)
Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте,кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке «Золотой ключик».
Физминутка : «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Правильно!
Задание №4 А следующие задания очень интересные, вам надо выполнить их за столами.
Воспитатель:- Ребята перед вами лежат картинки, назовите их шепотом. Нужно сделать звуковой анализ слова- название своей картинки. (дети выполняют задание. Один у доски).
Воспитатель : Сейчас мы придумаем предложения со словами (весна жаворонок, цветы, бабочки.)
(дети придумывают предложения выкладывают схему. Один у доски).
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).
Воспитатель :А сейчас мы сделаем гимнастику для глаз.
«ОТДЫХАЛОЧКА»
Мы задания выполняли
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №5.
Воспитатель : Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в магазин»Овощи и фрукты».Покупать можно только овощи и фрукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют: слива, апельсин, редис. Звук «Р» :огурец, груша, помидор, морковь. Звук «А» :слива, кабачок, груша, тыква, баклажан. Звук «К» :киви,тыква,кабачок. картофель. морковь.
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Заключительный этап:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: медальки. печенье,»Букварь» ,фото Деда Грамотея.
Воспитатель : Давайте вместе скажем спасибо Деду Грамотею за его подарки!
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Ребята, за ваше старание, за ваши правильно выполненные задания Дед Грамотей дарит вам книгу «Букварь», чтобы вы могли в свободное время читать её.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое приготовил для вас Рома.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Валентин Берестов.
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
Что больше всего понравилось?
С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Окончен путь – пора прощаться,
Настало время расставаться,
Кто собой доволен – руки поднимите,
На пальчиках оценку за занятие покажите.
Всем 5. Это ясно!
А вы гости, как, согласны?
Лично я ребят хвалю,
Я таких ребят люблю!