Наталья Печенкина
Конспект «Зимующие птицы-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Зимующие птицы - наши друзья»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-речевой деятельности, посредством обобщения, систематизирования и расширения представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект „Зимующие птицы-наши друзья“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• создать условия для расширения представлений детей о повадках и условиях жизни зимующих птиц;
• создать проблемную ситуацию, позволяющую детям с помощью вербальных и невербальных средств общения вступать в диалог со сверстниками, побуждать их к речевой активности, высказывать и отстаивать свое мнение, выражать радость от совместного достижения цели;
• создать условия для развития умения классифицировать предметы, совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• создать условия для развития общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, зрительного восприятия, внимания и мышления;
• создать условия для формирования навыков сотрудничества, доброжелательности, и заботливого отношения к птицам.
Организация детских видов деятельностей:
• общение ребенка с взрослым;
• общение ребенка со сверстниками;
Оборудование: Мультимедийная установка, экран, 2 видеоролика о птицах «Снегирь», «Клест», стулья по количеству детей, конверт с картинками зимующих и перелетных птиц, 2 магнитные доски, магниты, картинки - «Кормушка», «Солнышко», игрушка «Снегирь», красочная коробка с материалом для изготовления кормушек (шаблоны-круги, сердечки, мучной клейстер, веревка, сушки, кожура от апельсин, корм для птиц, фотографии кормушек)
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация образовательного пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия. Условия социальной ситуации развития.
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Дети с педагогом стоят в кругу. Приветствие гостей.
Игра для создания рабочего настроя «Ладошки»
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
П. : - Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
П. : - Меня зовут Наталья Викторовна, я работаю учителем-логопедом с ребятами в детском саду «Ивушка»
П. : - Ребята, хотите поиграть?
- Потрите ладони.
- Что вы чувствуете? (тепло)
- Представьте, что у нас между ладонями маленький шарик. Покатаем его. А теперь поделимся своим теплом друг с другом.
- Протяните ладони друг другу.
- Что у нас получилось?
- У нас получилась «цепочка» дружбы!
- Улыбнемся друг другу!
П. : (проговаривает слова и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми)
- Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать!
Дети приветствуют гостей.
Выполняют правила игры.
Высказывают свои предположения, ощущения. Проявляют чувства эмпатии друг к другу.
Выполняют пальчиковую гимнастику, делая попытку проговаривать слова вслед за педагогом.
Создание условий для проявления уважительного отношения к старшим.
Создание условий для эмоционального рабочего настроя на деятельность.
Создание условий для проявления чувства эмпатии, дружелюбия друг к другу и к окружающим.
Создание условий для побуждения детей к речевой активности.
Создание условий для развития мелкой моторики. Создание условий для развития речевой активности, выражения радости от совместной деятельности.
Основная часть Дети с педагогом садятся на стульчики перед экраном.
Видеоролик «Снегирь»
Разговор с детьми о зимующих птицах
С боку экрана расположен конверт с картинками зимующих и перелетных птиц.
Две магнитные доски, на одной картинка – «кормушка», а на другой – «солнце», магниты.
Презентация: «Зимующая птица – клест»
Педагог и дети встают в круг. Игра-разминка «Птички»
Артикуляционная гимнастика «Голодные птенчики»
Игра «Назови ласково», с использованием игрушки «Снегирь»
П. : - Ребята, как вы думаете, зачем у нас в группе экран и видеопроектор?
- Ребята, вы что-нибудь заметили?
- Ой, у нас появился гость!
- Что это за птица?
- Как вы догадались, что это снегирь?
П. : - Ребята, снегирь волнуется, щебечет.
- Как вы считаете, он должен был улететь в теплые края или остаться зимовать у нас?
- Значит он, какая птица?
- Почему мы называем его зимующей птицей?
- Ребята, как вы считаете, зимующим птицам трудно или легко зимой?
- Почему?
П. : - Ребята, а вы ничего не заметили?
(педагог предлагает переместиться на ковер, чтобы рассмотреть картинки)
П. : - Ребята, как вы считаете, это все зимующие птицы?
- А какие еще здесь есть птицы?
П. : - Ребята, я правильно поняла, чтобы отыскать друзей снегиря, которые остались с ним зимовать, нам надо разделить всех птиц на две части?
П. : - У нас есть две доски. А на них картинки (кормушка и солнце)
- Как вы думаете, куда мы поместим зимующих птиц?
- Почему?
- А тогда куда поместим перелетных птиц?
- Почему?
П. : - Пожалуйста, приступайте.
П. : - Ребята, а давайте сходим друг другу в гости, и посмотрим, что у нас с вами получилось?
П. : - Ребята, а какая зимующая птица, вам нравится больше всех?
П. : - Ребята, а мне так нравится эта птичка (клест)
- А вы знаете, как она называется?
- Ребята, эта птица называется клест.
- А, вы, знаете что-нибудь про клеста?
- Хотите узнать?
П. : - Присаживайтесь поудобнее, будем смотреть.
П. : - Ребята, как называется эта красивая птица?
- Она зимующая или перелетная?
- Значит, куда мы ее поместим: на кормушку или к солнышку? Почему?
П. : Ребята, хотите немножко отдохнуть?
- Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют
Чик, чирик, чик, чирик.
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Крылышко почистили,
Крылышко почистили.
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Птички полетели,
И на ветку сели.
П. : -Ребята, я предлагаю вам поиграть с вашими язычками.
«Голодные птенчики»,
«Птенчики глотают пищу»,
«Птенчики ждут пищу»,
«Очень вкусная пища»,
«Клювики разных птиц»,
«Дятел»
П. : - Ребята, посмотрите, снегирь прилетел к нам.
- Как вы думаете зачем?
- Наверно хочет с нами поиграть?
- Ребята, а у нас с вами есть ласковые имена?
- А как вы думаете, птиц можно назвать ласково?
- Давайте попробуем назвать их ласково и согреть как солнышко.
(синица, воробей, ворона, голубь, снегирь, клест, сова, свиристель, галка, куропатка, щегол).
Обращают внимание на снегиря, называют птицу, высказывают свои предположения.
Высказывают свои мнения, предположения. Вступают в диалог со сверстниками, с педагогом.
Высказывают свои предположения. Обнаруживают конверт, достают его и начинают рассматривать картинки с зимующими и перелетными птицами.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения, обосновывают их.
Высказывают свои предположения
Каждый идет к соответствующей доске с картинкой, помещает птицу, вступает в диалог со сверстниками.
Проверяют результат друг у друга.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения
Смотрят презентацию про птицу – клеста, обсуждают видеоролик. Высказывают свои предположения, опираясь на собственный опыт.
Помещают картинку «клест» на кормушку, обосновывают свой выбор.
Выполняют движения в такт с текстом.
Выполняют артикуляционную гимнастику
Высказывают свои мнения, предположения. Передают игрушку «Снегирь» по кругу, называют зимующую птицу ласково. Создание условий для мотивации на предстоящую деятельность. Создание условий для речевой активности.
Создание условия для выражения детьми своих мыслей, предположений. Создание условия для развития психических процессов (мышления, воображения). Создание условия для вступления в диалог со сверстниками.
Создание условий для проявления познавательного интереса.
Создание условия для вступления в диалог со сверстниками.
Создание условия для речевой активности. Создание условия для расширения представлений о повадках и условиях жизни зимующих птиц.
Создание условий для проблемной ситуации, позволяющей с помощью вербальных и невербальных средств общения вступать в диалог со сверстниками. Создание условий для побуждения к речевой активности.
Создание условий для развития классифицировать предметы. Создание условий для формирования навыков сотрудничества.
Создание условий для побуждения к речевой активности.
Создание условий для осуществления свободы выбора. Создание условий для развития самостоятельности и проявления инициативы. Создание условий для взаимодействия друг с другом. Создание условий для выражения своих мыслей, развития речевой активности.
Создание условий для высказывания и отстаивания своего мнения. Создание условий для выражения радости от совместного достижения цели. Создание условий для развития речевой активности. Создание условий для развития навыка сотрудничества в группах.
Создание условий для развития речевой активности. Создание условий для свободного выражения своих мыслей.
Создание условий для развития речевой активности.
Создание условий для развития зрительного восприятия. Создание условий для расширения представлений о птице – клест.
Создание условий для развития речевой активности, выражения собственного мнения, обоснование своего выбора.
Создание условий для развития общей моторики.
Создание условий для развития артикуляционного аппарата.
Создание условий для развития речевой активности. Создание условий для совершенствования образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Заключительная рефлексивная часть
П. : - Ребята, скажите, пожалуйста, что сегодня для вас было особенно интересно?
- А что нового вы сегодня узнали?
- А что бы вам еще хотелось узнать о зимующих птицах?
- Где это можно узнать?
П. : Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами сегодня работать.
- Я приготовила для вас сюрприз. В эту волшебную коробочку, вы можете заглянуть вместе со всеми ребятами и со своим воспитателем.
(вручает детям сюрпризную коробку) Высказывают свои мнения, предположения.
Создать условия для стимулирования речевой активности. Создание условий для выражения радости от совместной деятельности.