Ирина Чирьева
Сценарий комплексного мероприятия «Птицы — наши друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать
1. Одной из задач выполнения ФГОС является задача экологического воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование основ экологического мировоззрения и куль туры;
• расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях;
• развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
Публикация «Сценарий комплексного мероприятия „Птицы — наши друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста являются игры, в том числе и экологического содержания. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного. Отражение своих впечатлений в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественной и т. д., моделировании явлений природы, детском экспериментировании.
Осень – благоприятная пора для воспитания любви к животным, птицам, растениям и воспитания заботы о них.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить и закрепить знания детей о птицах –уточнить знания детей о многообразии птиц, их отличительных особенностях (внешний вид, оперение, упражнять в сравнении птиц;
• закрепить знания детей об условиях жизни птиц и фазах их развития.
• закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
• учить находить и выделять взаимосвязь в природе;
Развивающие:
•. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции: умение моделировать, экспериментировать, обобщать, классифицировать.
• Развивать речь детей: связно отвечать на поставленные вопросы; обобщать и уточнять словарь детей по теме.
• Развивать творческие способности: учить детей рисовать, лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Познавательно-речевая деятельность:
1. Закрепить и расширить знания о зимующих и перелетных птицах;
2. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
3. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху»)
4. Совершенствование речи детей как средства общения.
5. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие и перелетные птицы».
6. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
Физическо-оздоровительная деятельность:
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
Игровая деятельность:
1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
Художественно-эстетическая деятельность:
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Запись «Птичьи голоса».
Цветные карандаши.
Изображение зимующих и перелетных птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование зимующих птиц.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.
Организационный момент.
Дети встали друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Утро
1. Беседа о птицах :
2. Рассматривание альбома «ПТИЦЫ»
3. Отгадывание загадок о птицах.
4. Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»
Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах : их многообразии,
внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.
5. Занятие
Задачи:
1. Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, особенностях питания, поведения.
2. Развивать речевую и познавательную активность и формировать умение выделять причинно-следственные связи и закономерности в природе.
3. Развивать логическое мышление, аналитическую деятельность, совершенствовать навыки вычислительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
4. Упражнять детей в сгибании листа бумаги «гармошкой», развивать мелкую моторику.
5. Воспитывать желание помогать птицам.
Проявлять доброжелательное отношение к детям младших групп.
Ход занятия
- Ребята, дети средней группы на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У них возникло много вопросов. Они просят вас рассказать им о птицах, ведь вы самые старшие в детском саду. На вас вся надежда.
Я предлагаю снять видеорепортаж из нашей группы и рассказать о птицах.
(Устанавливается видеокамера).
- Ребята, послушайте и назовите, голоса каких птиц услышали дети средней группы на прогулке. (Дети слушают и называют птиц)
(Дать один новый голос - свиристель).
- Молодцы, по голосам птиц вы узнали, а сейчас попробуйте узнать их по описанию.
Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Спинка зеленовата.
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
Северные гости
Клюют рябины грозди
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки. (Свиристель).
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Длиннохвостая она
Со спины черным - черна.
Брюхо белое да плечи
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит -
Вмиг поднимет стрекот – крик. (Сорока).
Птичка – невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей).
Что за птица Мороза не боится.
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (Клёст).
Окраска сероватая
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? … (Ворона).
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова).
(Дети отгадывают загадки, воспитатель переворачивает картинки, приклеенные на доске изображением вперед).
- Где находится синица?
- Какая птица находится справа от … (слева, над, под, сверху, снизу, в правом верхнем углу и т. д. ?
- Как, одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие).
- Почему эти птицы остаются зимовать в наших краях?
- Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
- Дети средней группы тоже хотят помочь птицам пережить суровую зиму. Они приготовили разный корм и просят вас отобрать тот, который можно давать птицам. (Дети выбирают корм, который можно давать птицам).
- Давайте приготовим для птиц угощение. Но беда в том, что рецепты потеряны. Известно только то, что они состояли из пяти частей. Вспомните, что любит каждая птичка клевать и приготовьте угощение, состоящее из пяти частей. Каждый из вас приготовит корм для своей птицы (Дети готовят угощение для птиц).
Воспитатель спрашивает, для какой птицы ребенок приготовил угощение и сколько - чего для этого взял.
- Дети, посмотрите, я приготовила две кормушки для птиц. Вы должны угадать, какие птицы прилетят на эти кормушки. Дл я этого посмотрите на карточку с символами, определите, какая фигура закодирована и положите карточку с птицей в кормушку с данной фигурой. (Дети выполняют задание).
- Ребята, посмотрите, на одной кормушке сидят крупные птицы, анна другой – мелкие. Почему для разных птиц, кормушки должны быть разными?
- Дети средней группы просят вас сосчитать птиц, которые прилетали к ним на кормушку, выложите на наборном полотне и посчитайте:
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей.
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пестрых крылышках.
(Дети на наборном полотне выкладывают пример, считают и говорят ответ).
- Посмотрите, к нам на березу прилетела стайка воробьёв, один воробышек отстал. Как вы думаете, какой воробей прилетит на березу?
- Ребята, меня всегда интересовало, почему птицы могут летать, что им в этом помогает? Вы можете мне это объяснить? (У птиц есть крылья, их держит воздух).
- Давайте проверим ваши утверждения. У вас на столах есть заготовки: изображение птичек и крылья. Давайте сделаем модель парящей птицы.
(Дети приделывают крылья птицам и подбрасывают).
- Ребята, посмотрите, я тоже приделала своей птичке крылышки, попробовала подбросить, а она у меня не парит, падает. Почему? (Она тяжелая, а крылышки маленькие).
- Ребята, а каких вы знаете птиц в природе, у которых есть крылья, а летать они не могут? (Курица, страус, пингвин).
- Мы сегодня отвечали на вопросы детей средней группы о зимующих птицах, сняли об этом видеорепортаж, а чтобы вы ещё хотели узнать о птицах? (Дети задают вопросы).
- Как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы? (В интернете, по телевизору, спросить у взрослого, в энциклопедии).
- У нас в группе есть замечательная книга-энциклопедия «Птицы». Давайте попробуем найти в ней ответы на ваши вопросы. (Чтение энциклопедии).
- Ребята, я думаю, что детям средней группы будет очень интересно посмотреть наш репортаж о птицах. Давайте, чтобы порадовать малышей изготовим птичек из бумаги и подарим им. (Дети делают птиц из бумаги
Прогулка
Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу скворец и галка.
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»
Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь
и защищать её.
Подвижная игра «Летает, плавает, бегает».
Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.
1. Подвижная игра «Сова».
Цель: учить детей действовать согласно выбранным ролям, развивать выразительность пантомимики, речи: имитировать голос и движения совы.
1. Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.
Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.
Вечер
1. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах.
2. Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы.
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.
3. Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка».
Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.
Словарь
Существительные: петух, курица, утка, гусь, индюк, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, аист, жаворонок, воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка; крыло, перо, пух, яйцо, голова, шея, клюв, туловище, хвост, лапа, гнездо, скворечник, птенец, личинка, жучок, паучок, муха, червяк, корм, кормушка, сало, зерно, крупа.
Глаголы: летать (приставочные глаголы от «летать»- улетать, прилетать, клевать, махать, вить, петь, щебетать, откладывать,уничтожать, высиживать
Имена прилагательные: домашние, перелётные, зимующие, красивые, пёстрые, острый, тупой, серый, чёрный, яркий.
Наречия: быстро-медленно, громко-тихо, тепло-холодно.
1. Слушание фонограммы с голосами птиц.
Цель: узнавать голоса птиц : соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?
2. Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали.
Дидактическая игра «У кого кто?»
Цель: упражнять детей в словообразовании (у утки-утёнок и т. д.).
Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.
Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.