Юлия Меженько
Конспект занятия «Птицы наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцев, их последовательности.
• Закрепить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие задачи:
• Активизировать словарь детей по теме «Птицы».
• Развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения практического задания.
• Стимулировать мыслительную и речевую активность детей
• Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Птицы наши друзья!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал: маски «Птицы», презентация «Птицы – наши друзья», проектор, компьютер, экран, магнитофон, звукозапись «Голоса птиц», альбомные листы, цветная бумага, клей, кисти, для клея, салфетки.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу
. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
. Вступительная беседа о весне.
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) (слайд №2)
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны? (тает снег, бегут ручьи, ярче светит солнце, появляется первая травка, прилетают птицы).
. Беседа о перелётных птицах.
- С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет травка, светит ярче и теплее солнышко, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.
- Почему их называют перелётными?
- А вы знаете, какие птицы прилетают к нам весной? (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, ласточки)
- Весна – время прилёта птиц, возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна (слайд №3, затем водоплавающие (слайд №4, потом которые питаются насекомыми (слайд №5, №6).
1. Ребята, какие птицы прилетают первыми и приносят на крыльях весну?
Дети: Грачи
- А сейчас Женя прочитает нам стихотворение о грачах.
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут,
Заворожено ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
(Слайд №7)
Воспитатель:
Открывают весну грачи. Грачи в народе всегда были символами весны. Есть немало поговорок, связанных с этим днё м: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».
Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку.
(Слайд №8)
Грачи не боятся холодов. Пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно, остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха начинает строить гнездо.
- Давайте послушаем, какие звуки издаёт грач. (звук грача)
Воспитатель:
2. Ребята, послушайте загадку:
На шесте — дворец
Во дворце - певец,
А зовут его.
Дети. Скворец!
(Слайд №9)
(стихотворение о скворце читает Городный Саша)
Ждет гостей высокий клён -
Дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
(слайд №10)
Воспитатель:
Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы : весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов. Скворцов любят и за весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели.
- Давайте послушаем скворца. (звук скворца)
3. В середине весны прилетают: гуси, утки, журавли, жаворонки, трясогузки.
- Ребята, угадайте, о какой птице пойдёт речь?
«Поют высоко в небе, а домик — гнездо строят на земле из прошлогодней травы и перьинок».
Дети: Жаворонок
(Слайд №11)
(стихотворение о жаворонке)
Лес редеет, и одна
Дальше степь уже видна.
Ветер свежий обдувает,
Травы он к земле склоняет.
И над степью в вышине
Средь раздолья в тишине
Жаворонок песнь поет,
Что на свете он живет.
Трель свою он выдает,
Когда солнышко встает.
Золотая степь искрится.
Как в ту песню не влюбиться!
Воспитатель:
Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. (Слайд №12). Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми.
- Давайте послушаем, как поёт жаворонок. (звук жаворонка)
4. Звучит запись голоса кукушки.
Воспитатель. Чей же это голосок?
Дети. Кукушки.
(слайд №13)
(стихотворение читает)
Пестрее цветами опушка,
Плывут облака налегке,
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном лесном далеке.
«Ку-ку!» - отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о кукушке?
Дети. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах.
(Слайд №14)
Воспитатель: Правильно. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в чужое гнездо, после чего сразу улетает на юг.
V. Физминутка.
5. Воспитатель: В конце весны прилетают соловей, иволга, ласточка и другие птицы.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Я, конечно, не скворец,
Но отличный я певец,
Я пою среди ветвей,
Называюсь. (соловей)
(Слайд №15)
(стихотворение читает)
Соловья прекрасно пенье,
В этом – равных ему нет,
С давних пор его уменье
Поражает белый свет,
Песни звук его прекрасной
Дарит летом радость нам,
Ночью звёздной, в вечер ясный,
И на зорьке по утрам,
Соловей коль разойдётся –
Не унять ничем певца,
Песня звонко его льётся,
Там, где в роще деревца…
Воспитатель: (слайд №15)
Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце-соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поёт соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья.
Пёрышки у соловья окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питается только насекомыми. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начинают одеваться листьями. Вернувшись, домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Соловей обычно поёт как днём, так и ночью.
- Ребята, давайте послушаем, как поёт соловушка. (звук соловья).
6. Воспитатель:
«Её легко узнать по чёрному оперенью и белой грудке, у неё вилочкой хвост»
Дети: Ласточка
(Слайд №17)
(стихотворение читает)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(Слайд №18)
Воспитатель:
Ласточка быстро летает и ловит в воздухе мух, комаров и мошек. По её полёту можно определить погоду, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко. Гнездо лепит из грязи, глины, склеивает слюной. Делает узкое горлышко, чтобы кошка не залезла.
- Давайте послушаем, как щебечет ласточка (звук ласточки).
Воспитатель:
- Птицы наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят людям пользу.
- Ребята, а как нужно относиться к птицам?
(Слайд №19)
Если в эти чудесные весенние деньки вы пришли в лес на прогулку. То старайтесь не бегать. Не шуметь. Не заглядывайте в птичьи гнёзда. На трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом. И в гнезде никогда не появятся птенчики.
(Слайд №20)
На нашей планете живут чудесные создания.
Они летают и поют, и землю свято берегут.
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут и съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки…
Вот, что будет, если птицы, все исчезнут- пропадут!
(Слайд №21)
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик - чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
- А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?
Дети: радуют своим пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений.
Воспитатель: А как человек заботится о птицах?
Дети: вешают зимой кормушки, строят скворечники.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы сделаем скворечники для скворцов.
(дети садятся за столы)
V. Пальчиковая гимнастика.
V. Аппликация «Домик для скворцов».
- Ребята, на столах у вас разложены детали для скворечника.
(рассматривание образца)
- Из каких геометрических фигур состоит скворечник?
Дети: прямоугольник, треугольник, круг
- Павлик, покажи треугольник.
- Саша, покажи кружок.
- Мирослава, покажи прямоугольник.
Сначала на лист бумаги наклеиваем прямоугольник, затем сверху приклеиваем крышу-треугольник, на прямоугольник наклеиваем круг.
V. Выставка работ.
- Ребята, посмотрите на свои работы.
- Ефим, чей скворечник тебе нравится?
- Аня, а чей тебе скворечник понравился?
V. Анализ занятия.
- Ребята, вы молодцы. Хорошо потрудились. Давайте же всегда относиться к птицам бережно, с любовью, ведь птицы — наши друзья, об этом помнить должны мы всегда!
. Песня «Весна».