Борисенко Елена Ивановна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «По дорогам нашей области»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путешествие «По дорогам нашей области»
Воспитатель: Борисенко Е. И.
1квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад№11»
г. Биробиджан
Форма НОД: интегрированная
Группа: старшая
Продолжительность: 25 мин.
Краткая аннотация (описание материала). Предлагаю вам конспект непосредственно познавательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию – игра- путешествие «По дорогам нашей области». Данный материал подходит для возрастной группы дошкольного возраста 5-6 лет. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „По дорогам нашей области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Расширять знания детей о малой Родине, формировать основы национального самосознания.
Задачи.
Образовательные. Формировать представления детей о Еврейской автономной области как о малой Родине; продолжать знакомство с символикой ЕАО; познакомить с чудесами нашей области; активизировать словарь детей фразами и словами: малая Родина, символика – герб, эмблема; закрепить названия пяти районов области, закрепить экологические знаки.
Развивающие. Развивать коммуникативные способности, связную диалогическую речь, внимание, способность рассуждать, делать выводы; развивать навыки сотрудничества.
Воспитательные. Воспитывать чувство патриотизма; воспитывать доброе, уважительное и бережное отношение к достопримечательностям своей области; воспитывать желание гордиться малой Родиной.
Предварительная работа. Беседа о Биробиджане, о ЕАО, рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток изображением достопримечательностей города, районов области, просмотр видео «Семь чудес области», работа с картой области, чтение произведений местных авторов, заучивание стихотворений, рассматривание символики области, дидактическая игра «Составь картинку», «Загадки и отгадки», «Составь целое и назови», слушание песен о Биробиджане, знакомство с Красной книгой ЕАО, рассказ воспитателя -легенда о целебных водах Кульдура.
Материал и оборудование. Карта области, картинки с изображением символики ЕАО: герб, флаг, разрезные картинки к дидактической игре «Составь область», картинки районов области, картинка с изображением заповедника «Бастак», курорта Кульдур, «Лебединое озеро»; картинки с изображением животных и птиц Дальнего Востока, схема изображения экологических знаков к игре «Что обозначает знак?», изображение солнышка и лучиков к словесной игре «Расскажи, какая область».
Методы и приёмы. Словесный (рассказ воспитателя, беседа, вопросы и ответы, чтение стихотворений, игровой (д/игра «Собери карту области», дидактическая игра «Что обозначает знак?», дидактическая игра «Выбери животных», практический (опыт- эксперимент «Лотос», наглядный (картинки с изображением достопримечательностей области, карта области).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное»,
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Ожидаемые результаты. Дети правильно называют символы ЕАО; имеют представления о гербе и эмблеме области; знакомы с названиями районов области; правильно называют животных и птиц; знают обозначение экологических знаков; знают, какие птицы и животные занесены в Красную книгу Еврейской автономной области.
Ход НОД.
1. Орг. момент. Приветствие.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы всегда рады гостям. Какими словами мы встречаем гостей? (здравствуйте, проходите, пожалуйста, добро пожаловать). Как много хороших, добрых слов вы сказали. А в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится: «Чем больше человек делает добра, тем больше он получает в ответ». Чтобы день был добрым, радостным, его нужно встречать с хорошим настроением.
Давайте всем пожелаем доброго дня и хорошего настроения!
2 ч. Основная.
-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о нашей «малой Родине»
- Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»? (ответы детей)
1. «Малая Родина» - это место, где мы родились и живём.
2. «Малая родина» - это наш детский сад.
3. «Малая Родина» - это всё, что нас окружает.
4. «Малая Родина» - это наша семья.
5. «Малая Родина» - это улица, по которой мы ходим в детский сад и домой.
- Да, ребята, у каждого человека есть малая Родина и она начинается с родного дома, улицы, области.
- Скажите, а как называется наша малая Родина. (ответы детей)
Послушайте, какое стихотворение написал наш биробиджанский поэт В. Винников о нашей малой Родине (дети читают стихи)
1. Живём с тобой на Дальнем мы Востоке
Из сказки реки здесь Тунгузка и Бира
И пусть твердят, что это край далёкий,
Но знать об области Еврейской всем пора!
2. Есть много областей России
Намного лучше и красивей.
Но моя область одна такая
В стране огромной и родной.
Я потому так говорю,
Что очень я её люблю!
Да, наша малая Родина – это Еврейская автономная область. Отличительные признаки нашей области – это герб и флаг (показ на доске). А это карта нашей области.
Рассказ воспитателя. Щит герба нашей области аквамаринного цвета, в центре – тигр, символ власти. По верху и по низу две полоски – это две главные реки: Бира и Биджан. Флаг представляет собой белое полотно, вдоль которого расположено семь полос радуги – символ счастья.
Наша область состоит из пяти районов.
- Кто знает название районов области? (ответы детей).
-Я предлагаю сегодня отправиться в увлекательное виртуальное путешествие по дорогам Еврейской автономной области и познакомиться с некоторыми достопримечательностями районов области.
1 станция. «Лебединое озеро» (рассказ ребёнка).
- Ребята, в Октябрьском районе есть 12 чудес, об одном из которых нам сейчас расскажет Платон. Возле села Надеждинское и Головино есть «Лебединое озеро»- это ботанический памятник природы, «Лебединое озеро» - это мелководный водоём, на котором произрастает редчайший лотос Комарова- красивое и нежное растение, розовые цветы которого украшают воды озера. Кроме того, здесь можно встретить маньчжурский водяной орех, четырёхгранную белую кувшинку. Все эти растения занесены в Красную книгу. Среди обитателей «Лебединого озера» есть три вида птиц, которые также занесены в Красную книгу: это дальневосточный аист, японский и даурский журавли. А ещё «Лебединое озеро» славится своим богатством рыб (показ Красной книги ЕАО)
- Ребята, а что такое Красная книга ЕАО? (рассказ ребёнка)
- В Красную книгу занесены растения и животные, которые находятся под угрозой исчезновения, а также признаны редкими. Красная книга - это знак тревоги и опасности.
Игра – эксперимент «Лотос» (с водой и бумагой).
- Ребята, представьте себе, что мы сейчас находимся на озере, где растут лотосы, давайте понаблюдаем, как они распускаются.
(дети опускают в воду сложенные из бумаги лотосы)
Чтение стихотворения о лотосе (читает ребёнок)
Красою славились всегда
Цветочки розового цвета.
Вокруг, где плещется вода,
И мы любуемся на чудо это.
2 станция «Заповедник Бастак» (рассказ ребёнка) Заповедник «Бастак» является местом обитания для следующих млекопитающих: изюбрь, кабан, косуля, волк, лисица, енотовидная собака, бурый медведь. Большую часть заповедника занимают леса, в заповеднике растут высокие и красивые деревья и кустарники. Они служат укрытием для животных и птиц. Заповедник «Бастак» в переводе обозначает «впереди идущий», он получил своё название от реки Бастак. Заповедник сохраняет для нас редкие виды животных и растений. На территории заповедника живут животные, занесённые в Красную книгу. «Бастак» - это огромная природная кладовая лекарственных растений. «Эмблема «Бастака» - журавль обозначает, что на территории обитает редкий вид журавля - чёрный журавль. Заповедник «Бастак» расположен сразу в трёх районах области: Биробиджанский, Облученский и Смидовичский (показ на карте)
Дидактическая игра «Выбери животных».
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Вам надо отобрать только те картинки с изображением животных и птиц, обитающих в наших краях (на столе картинки: лось, изюбрь, олень, тигр, лев, слон, пантера, обезьяна, аист, журавль, пеликан и т. д.) (рассказ ребёнка)
Чтение стихотворения о заповеднике «Бастак» (читает ребёнок)
Ещё на планете остались места,
Куда не ступала нога человека.
Но непуганый ходит по лесу олень,
Волчица под елью сверкает глазами.
В лесу постоянно прохлада и тень,
И в чаще никто не стучит топорами.
Там тигр на уступе спокойно лежит,
Там в страхе кабан от тебя не бежит
Там столько животных, там столько загадок!
Дидактическая игра «Что обозначает знак?»
-Ребята, раз мы находимся в заповеднике, нам необходимо соблюдать правила. Посмотрите, пожалуйста, на эти знаки и объясните, что они обозначают (таблица с изображением экологических знаков).
Итак, чего нельзя делать в заповеднике?
Наше путешествие продолжается. Отправляемся дальше.
3 .Станция «Курорт Кульдур». Курорт Кульдур – один из чудес ЕАО, один из красивейших уголков Еврейской автономной области. Кульдур – это богатые полезные ископаемые и целебная вода. Символ Кульдура –это группа дальневосточных оленей– изюбрей, олицетворяющих собой нежность и силу, доверие и беззащитность. Изюбрь – герой легенды о том, как были открыты целебные истоки Кульдура (рассказывает ребёнок).
Чтение стихотворения о Кульдуре (читает ребёнок)
Из земли фонтаны бьют
И здоровье нам несут.
Там олень пришёл, лечился
И здоровым очутился.
Егерь мудрый наблюдал
И народу рассказал,
О воде лечебной этой.
Что излечит, исцелит,
Словно доктор Айболит.
На курорт Кульдур приезжают люди лечиться со всех уголков нашей необъятной родины. Кульдур находится в Облученском районе (показ карты Облученского района).
Вот видите, ребята, как интересна наша область, как уникальна здесь природа!
Перед вами картинки - пазлы. Я предлагаю вам составить из карт районов карту области (дети составляют картинки из отдельных фрагментов)
Словесная игра «Какая область?» (дети подбирают прилагательные к слову область)
– Моя область какая? (большая, чудесная, богатая, любимая, родная, замечательная, красивая, лучшая, просторная, необъятная и т. д.)
Итог НОД. Наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего запомнилось?
Пусть оно было коротким, но мы смогли прикоснуться сердцем к просторам любимой Еврейской автономной области.
Мне так хочется, чтобы вы сказали «Здесь родины моей начало!»