Вера Кийкова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Я и моя дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие нравственно-патриотических качеств личности и способностей детей; воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;
- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях;
- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников;
Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Я и моя дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- развивать координацию рук и ног в соответствии с текстом;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные :
- воспитывать у детей инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать интерес к истории своей семьи, уважение к семейным ценностям;
воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, чувство привязанности и любви к близким;
- воспитывать эмоциональный отклик на игровые действия;
- учить замечать гендерные различия.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная.
Развивающая среда: ребусы-загадки, мольберт, обозначение «остановок», картинки с изображением мамы, папы, дочки, сыночка, бабушки, дедушки; картинки с действиями «Кто, что делает»; коробочка с «брёвнами»; поощрительные наклейки.
Предварительная работа: 1. Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейных традициях, об образовании семьи
2. Чтение сказок Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
3. Рисование на тему: «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама».
4. Дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся» и другие.
5. Фотовыставка «Я дома», «Моя семья», «Как мы отдыхаем», «Наши защитники».
6. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок.
7. Изготовление генеалогического древа, составление герба своей семьи (совместное творчество родителей с детьми)
Организационный момент.
В-ль: (Показываю детям несколько ребусов и загадываю загадку). Дети, к какому ребусу подходит эта загадка:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети находят ребус и отвечают: это семья.
В-ль: Правильно, ребята.
Известно ли вам, как возникла первая семья?
Рассуждения детей с воспитателем : «Раскопки древних пещер показывают, что раньше древние люди жили все вместе небольшими группами. Вместе люди хранили огонь, защищались от диких зверей, добывали пищу. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные».
В-ль: - А что же было дальше?
Рассуждения детей:
«Постепенно образ жизни людей менялся, и со временем появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям».
В-ль: Какими теперь стали современные семьи? Узнать это и многое другое нам поможет квест-игра «В поисках семейных ценностей».
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Останавливаясь на разных станциях, мы будем узнавать что-то новое, интересное. Хотите? Тогда в путь!
(Звучит музыка, на большом листе схема пути,).
1-ая остановка «РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ».
В-ль: Ребята, знаете ли вы, как образовалась ваша семья?
Примерные ответы детей:
«Когда мои папа и мама встретились, они полюбили друг друга и решили пожениться. До свадьбы их называли женихом и невестой, а после свадьбы – мужем и женой. День их свадьбы является днем рождения нашей семьи, и мы его празднуем каждый год.
Мои родители поженились не только для того, чтобы быть всегда вместе, а ещё и для того, чтобы продолжить свой род».
Физкультминутка (под мелодию)
В-ль: Ребята, представьте, что вы маленькое семечко. (Дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, голова опущена, закрыта руками).
- Весеннее солнышко начинает пригревать, и семечко медленно начинает расти. (Дети начинают медленно подниматься, руки опущены).
- Растет стебелек, появляются веточки, на веточках появляются листочки. (Дети выпрямляют тело, руки поднимают, на голове кулачки).
- Наступает момент, когда бутоны лопаются и раскрываются цветы. (Руки в стороны, резко разжимают кулачки и тянутся вверх).
- И наш росточек превратился в цветущее дерево. Растёт дерево, поднимаясь все выше и выше, обрастает новыми ветвями, большими и маленькими, так растет и каждая семья.
В-ль: А мы с вами оказались на необычной аллее, которая является
2-ой остановкой «РОДОСЛОВНОЙ».
В-ль: Кто догадался, чем она необычна?
Дети: На аллее растут деревья, которые мы делали дома вместе с родителями.
В-ль: Да, это генеалогическое древо каждого из вас, где листочки и ветки изображают поколения и членов семьи.
- Кто хочет рассказать о своём генеалогическом древе?
Ксения С. (примерный рассказ)
«Мой род начинается с моих прабабушек и прадедушек. Я их правнучка. Я люблю их за то, что они дали жизнь моим бабушкам и дедушкам, которым я внучка. Мои бабушки и дедушки дали жизнь моим родителям - маме и папе, для которых я любимая дочка».
В-ль: Так и образуется родословная, так образовывается семья.
В-ль: Ребята, как вы считаете, какие слова являются родственными слову «РОД»?
Дети: родители, родственники, родословная, родные, родня.
В-ль: А теперь, подумайте и скажите полным предложением:
- Если папа Артёма радуется жизни, то он какой?
Дети по одному отвечают полными предложениями: Если папа Артёма радуется жизни, то он жизнерадостный.
- Если дедушка Ксении желает всем добра, то он какой? (Доброжелательный).
- Если бабушка Кости исполняет всё, то она какая? (Исполнительная).
- Если у мамы Вероники длинные волосы, то она какая? (Длинноволосая).
- Если у сестры Ильи белое лицо, то она какая? (Белолицая).
- Если у брата Стёпы чёрные брови, то он какой? (Чернобровый).
- Если у папы Саши круглое лицо, то он какой? (Круглолиций).
- Если у мамы Юли большие глаза, то она какая? (Большеглазая).
В-ль: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием!
В-ль: 3-я остановка «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ».
(На свободном столе разложены картинки с изображением папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки и сыночка).
В-ль: Дети, вся семья готовится к празднику, у всех членов семьи свои обязанности, но до праздника осталось совсем немного времени. Хотите помочь? Если да, то возьмите по одной картинке и положите к тому члену семьи, кто бы этим, как вы считаете, может заниматься. (Дети соотносят картинки к членам семьи)
В-ль: Давайте посмотрим, как вы справились. Скажи, пожалуйста, Диана, кому ты помогла и что ты помогла?
Диана: Я помогла дочке собрать игрушки.
В-ль: А ты, Богдан?
Богдан: Я принёс папе дрель и помог повесить картину.
Тоня: А я помогла маме испечь торт.
Коля: Я принёс дедушке молоток и помог смастерить (кормушку).
Лиза: Я принесла бабушке сковородку и помогла печь блины.
И т. д.
В-ль: Молодцы, ребята. Вы хорошо помогли всем.
Давайте теперь разомнёмся и проведём пальчиковую гимнастику «В одном лесу дремучем».
«В одном лесу дремучем (покачать руками над головой)
Жила семья могучая (сложить ладони в «замок»)
У них был дом огромный (соединить пальцы «крыша»)
И крыша с трубой тёмной (поднять указательные пальцы)
Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)
Плим, Плим, Плим». (пощёлкать пальцами)
4. Следующая станция «СЕМЕЙНЫЕ ГЕРБЫ»
В-ль: - Раньше почти каждая семья имела свой герб. На нё м были зашифрованы: ремесло семьи, интересы, увлечения. Вы, ребята, вместе с родителями, тоже сделали гербы своих семей. Расскажите историю своего герба.
Саша:
«Флаг и сердце на гербе нашей семьи означает, что мы любим нашу Родину. А ещё мы любим отдыхать на море и ездить на пикники. Самый любимый праздник нашей семьи – Новый год».
Кирилл:
«Герб нашей семьи – это солнце из наших ладошек. Это значит, что наша дружная семья – любовью сильна. Наш девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!».
5. В-ль: Мы добрались до станции «СЕМЕЙНЫЕ ИГРЫ»
В-ль: В каждой семье есть свои забавы, свои игры. Кто хочет ими поделиться?
(Примерные ответы детей)
Алина: Мы с мамой и папой любим играть в настольные игры.
Илья: Мы всей семьёй любим играть в шашки.
София: В нашей семье все любят игру «Угадай-ка»…
6. Следующая станция «ЗНАТОКОВ».
В-ль: Ребята, пословицы и поговорки учат нас ценить свою семью, давайте вспомним пословицы и поговорки. Я начну, а вы закончите. (Дети говорят конец пословицы, поговорки).
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Не нужен клад, … когда в семье лад.
- Вся семья вместе, …так и душа на месте.
- Семья сильна, … когда над ней крыша одна.
- Дети не в тягость, …а в радость.
- Уважай отца и мать …будет в жизни благодать.
- Жалей отца с матерью –… других не найдешь.
- Яблоко от яблони … недалеко падает.
- Какие корешки -… такие и вершки.
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Родители трудолюбивы – … дети не ленивы.
- В хорошей семье, … хорошие дети растут.
В-ль. Молодцы ребята, много пословиц и поговорок вспомнили.
7. В-ль: Новая станция «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Я предлагаю вам рассказать о традициях вашей семьи.
Артё м: В моей семье есть традиция – всей семьёй наряжать ёлку к Новому году.
Юля: В моей семье тоже есть традиция – мы каждое лето ездим отдыхать на море. Там мы купаемся, загораем, веселимся.
Мира: У нас в семье есть традиция – летом кататься на велосипедах, а зимой кататься на коньках и ходить на лыжах.
В-ль: Ребята, какие замечательные семейные традиции в ваших семьях, но помимо семейных традиций существуют ещё и семейные ценности.
8. Вот мы и добрались с вами до Станции «СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ», а здесь - какая то коробочка, откроем?
В-ль: (открыв коробочку, обнаружили брёвна из картона). Благодаря вашим правильным ответам, мы нашли эту коробочку с брёвнами, но брёвна не простые, а с надписями. Мне почитать или вы мне поможете?
( Читающие дети с интересом читают слова: «Любовь», «Уважение», «Мир», Лад», «Понимание», «Терпение», «Гостеприимство», «Верность», «Забота», «Прощение», «Взаимопомощь», «Доброта», «Защита».)
В-ль: а что же с них можно сделать для семьи?
Дети: Можно построить дом.
В-ль: Возьмите эти брёвнышки, и дружно договариваясь, выложите дом.
(Дети на полу выкладывают дом).
В-ль: Из волшебных брёвен с названием семейных ценностей мы построили дом для крепкой и счастливой семьи. Каждая семья должна стараться, чтобы такими ценностями был наполнен их дом.
9. В-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. И конечная Станция «СЮРПРИЗНАЯ»
В-ль: А эта коробочка для кого? (Поощрительные наклейки для детей.)
Рефлексия.
В-ль: Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии?
(Ответы детей.)
Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Спасибо вам. Мне тоже приятно было с вами общаться и путешествовать.