Светлана Подгорбунская
Конспект НОД по музыкальному воспитанию «Деревенское подворье»
Программные задачи: Закрепить представления о быте жителей села. Определять на слух различные виды движения мелодии. Познакомить с попевкой плавного, напевного характера, уметь определять и интонировать поступенное движение мелодии. Познакомить с новым движением – дробный шаг. Совершенствовать пружинное движение ног. Развивать умение петь сразу после вступления, петь умеренно громко, усиливая звучание в припеве, не форсируя звук. Развивать умение двигаться в коллективе ритмично, четко и дружно. Воспитывать взаимоуважение друг к другу.
Содержание занятия:
1. Дидактическая игра «Назови ремесло»
Публикация «Конспект НОД по музыкальному воспитанию „Деревенское подворье“» размещена в разделах
2. Подвижная игра «Горшки»
3. Упражнение: «Под яблонькой зеленой» р. н. п.
4. Дидактическая игра: «Узнай ремесло»
5. Игра на музыкальных инструментах : «Смелый пилот» Тиличеевой
6. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»
7. Пение: Распевание «Миновало лето» Васильева-Буглая, песенное творчество: «Имена», «Урожайная» Филиппенко
8. Танец: «Пляска с притопами» р. н. м
9. Игра «Катилася бочка», «Ворон» р. н. м.
Материал: карточки для дидактической игры, кукла Ваня, музыкальные инструменты, соломенная шляпа, башмачок, пособие Лесенка.
Ход НОД:
Воспитатель :
- Ребята, вчера мы с вами были на деревенском подворье.
Предложить детям рассказать, что находится на подворье и назвать (плетень, колодец, изба, огород, загон для животных, телега, стол с лавками). Ребята, из чего сделан плетень (из прутьев). Чем покрыта крыша хаты? (соломой). А что еще может находиться на подворье? (ответы детей).
Дидактическая игра «Назови ремесло»
Ведущий, выбранный из детей, берет в руки или указывает на один из предметов старинного быта, находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет: (горшок – гончар, лавка – плотник, кочерга – кузнец, корзина – корзинщик, скатерть – вышивальщица и др.)
Подвижная игра «Горшки»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары.
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ребята совершить путешествие в деревню… Как красиво, кругом яблоньки возле домов с наливными яблочками стоят.
Упражнение: «Под яблонькой зеленой» р. н. п.
Показать движение, обратить внимание на положение колен, корпуса, головы. «Едем на колесиках». Дети повторяют движения с воспитателем.
М. р: А вот и наш паренек Ваня нас встречает.
(На ширме появляется кукла в русском костюме, ею управляет воспитатель)
Ваня: Пройдем-ка, ребята, мимо дворов,
Посмотрим на работу наших мастеров.
Дидактическая игра: «Узнай ремесло»
Командам даются карточки с изображением предметов поволжских ремесел. Не показывая карточку соперникам, необходимо жестами, движениями изобразить ремесленника. Победа присуждается той команде, которая правильно назовет ремесло
Ваня: А у нас в деревне так идет, что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
Игра на музыкальных инструментах : «Смелый пилот» Тиличеевой Исполнение попевки (2-3) поочередно. М. р. помогает в случае затруднения. Задание: играть в музыкальном уголке в группе.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»
Дети слушают звуки (на металлофоне, определяют направление, показывают фигуркой на лесенке.
Ваня: Ребята, а вы знаете, как славно поют в деревне? Песни слышны и в поле на работе, и в доме на отдыхе. А вы любите петь?
М. р: Ваня, наши ребята очень любят петь, знают много песен, послушай.
Пение: «Серенький козлик»
М. р. исполняет попевку, дети определяют характер, на повторное исполнение 1 ребенок на лесенке показывает направление движения мелодии, все поют 1-2 фразы с показом руки.
Творчество: «Имена»
Предложить петь так, как ребенок захочет: просто имя, или уменьшительно - ласкательно. М. р. поет: «Как тебя зовут?» Дети поют свое имя.
«Урожайная», муз. Филиппенко. Обратить внимание на вступление, петь начинают по дирижерскому жесту, и без него, В 1 куплете запев поют девочки, припев мальчики, во 2м – наоборот, повтор - коллективно.
М. р: (протягивает Ване сапожок)
Весело плясала, отбила ботинки.
Осталися на ногах чулки на резинке.
Ваня: (рассматривает башмачок)
Куй, куй, сапожок, подай, баба, молоток,
Не подашь молотка, не подкую сапожка.
(М. р. подает молоток, затем благодарит сапожника за то, что починил сапожок).
Ваня: Ну, в таких сапожках ноги сами в пляс идут.
Танец: «Пляска с притопами» р. н. м
Движения дети выполняют по показу воспитателя, стоя по кругу.
Разучивание 2ч. (4 р. топают одной ногой, кружение, на повторение топают другой ногой)
Ваня: А игры русские народные вы знаете? (Ответ).
ИГРА «КАТИЛАСЯ БОЧКА»
Один ребенок – бондарь.
Дети подходят к бондарю со словами
Катилася бочка, с верхнего куточка,
Да об землю Тресь! Да об землю Бах!
Разбилась вот так!
(дети разбегаются, бондарь их ловит)
М. р: Ваня, а хочешь, наши ребята тебе покажут еще одну игру?
Ваня: Очень хочу, играть я очень люблю.
Игра «Ворон» р. н. м.
Отметить качество усвоения движений. Дети поют в хороводе без аккомпанемента, с взрослым.
М. р: Путешествие мы кончаем,
И ребят всех в садик приглашаем.
Ваня: Посмотри, как хорош,
Край, в котором ты живешь.
Итог
Рефлексия
(под народную музыку дети уходят из зала)