Рой Марина Юрьевна
Конспект НОД по музыкальному развитию «Пробуждение природы. Март»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 32 "РОСИНКА" п. Новошахтинский
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) : «Пробуждение природы ранней весной»
Составила: музыкальный руководитель Рой Марина Юрьевна
Цель: расширение представлений детей о временах года, отечественной культуре, народных обычаях и традициях с помощью музыки отечественного композитора П. И. Чайковского.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию „Пробуждение природы, Март“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
образовательные: закрепление знаний о временах года, месяцах, их признаках и особенностях; знакомство с творчеством П. И. Чайковского;
развивающие и воспитательные : развитие слухового внимания и восприятия; развитие темпо-ритмической организации; произвольной памяти, внимания, координации движений.
Содержание и ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку, становятся в круг.
Муз. рук. : Здравствуйте, дети! Давайте улыбнёмся друг другу. Представьте, что наш круг – это весеннее ласковое солнышко. А теперь протянем ручки – лучики друг к другу и нежно погладим ладошки того, кто стоит рядом.
Муз. рук. : Подскажите мне, пожалуйста, какое время года у нас на улице?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Расскажите, какая утром была погода? … Было холодно? … Светило солнце или шел снег?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Сегодня, на занятии мы вспомним, как пробуждается природа ранней весной. Зима подходит к концу. Наступает весна. Солнце светит все ярче. Скоро растает снег, и появятся подснежники. Предлагаю поиграть в игру. Я буду рассказывать про приметы зимы и весны. Если так бывает, вы хлопаете в ладоши. Если нет – то надо топнуть правой ногой.
- Итак, весной тает снег?
Дети хлопают.
- Зимой часто бывает гроза!
Дети топают.
- Весной птицы улетают в теплые края?
Дети топают.
- Зимой расцветают цветы?
Дети топают.
- Весной птицы возвращаются в родные края?
Дети хлопают.
- Зимой просыпается медведь после зимней спячки?
Дети топают.
- Весной солнце греет с каждым днем все сильнее и сильнее?
Дети хлопают.
Муз. рук. : Молодцы, дети! Внимательно меня слушали и правильно выполнили задание! Совсем скоро наступят теплые весенние деньки, но зима не собирается просто так уходить! Вот какое стихотворение написал про это время русский поэт Федор Иванович Тютчев.
Музыкальный руководитель демонстрирует детям портрет Тютчева Ф. И. Затем зачитывает стихотворение:
- Зима недаром злится,
Прошла ее пора!
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Муз. рук. : Дети, а кто такие жаворонки?
Дети отвечают. Музыкальный руководитель демонстрирует детям изображение птиц.
Муз. рук. : Жаворонок – это маленькая, серенькая птичка. Его называют вестником весны. Почему? Жаворонки осенью улетают в теплые края. А возвращаются к нам одними из первых перелетных птиц, едва сойдет снег. О своем возвращении жаворонок сообщает звонкой песней. Для русских людей жаворонок стал символом весны. Есть традиция, встречая весну, печь из теста фигурки птиц. Петр Ильич Чайковский посвятил этой маленькой птичке музыкальное произведение. Первая весенняя пьеса из цикла «Времена года» называется «Март. Трель жаворонка».
Просматривание музыкального видео клипа.
Муз. рук. : Вам понравилась это музыкальное произведение? … Скажите, пожалуйста, какая это музыка?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Правильно, это была неторопливая, спокойная, светлая мелодия. Композитор хотел, что бы мы с вами представили весеннее поле, на котором еще лежит снег, серое небо… Природа только просыпается после зимней спячки. На этом спокойном фоне вдруг запела первая отважная птичка – жаворонок. Он уже не боится морозов, чувствует, что совсем скоро будет солнечно и тепло. А теперь послушаем настоящее пение жаворонка.
Прослушивание пения жаворонка.
Муз. рук. : Давайте представим, что вы превратились в жаворонков, и поете свою песенку. Надо сделать вдох и подуть в свистульку так, чтобы появился звук.
Музыкальный руководитель раздает детям свистульки (упражнение на развитие дыхания).
Дети выполняют упражнение.
Муз. рук. : Молодцы! Мы с вами свистели, как птички, а теперь давайте разучим новую песню о весне. Она называется «Солнечная капель».
Разучивание с детьми куплет песни «Солнечная капель».
Муз. рук. : Предлагаю вам не просто спеть эту весеннюю песенку, а попробовать показать, о чем в ней поется.
Дети повторяют за педагогом:
- На дворе сосульки плакали – (ритмично соединять по очереди пальцы обеих рук с большим пальцем)
- Под лучами солнца таяли – (скрестить руки, развести в стороны пальцы)
- Голубые слезки капали – (поднятые вверх руки опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами)
- И проталинки оставили – (соединить ладони, разъединить, описать руками круг)
- Динь-дон, динь-дон, динь-дон! – (ритмично хлопаем в ладоши)
Во время припева дети играют на треугольниках и металофонах. Музыкальный руководитель проводит беседу о природных явлениях весной : капель, проталины и др.
Муз. рук. : Молодцы! Какая весенняя песенка у нас получилась! Дети, мы отправимся на необычную прогулку. Мы будем гулять в нашем зале, а помогут нам музыкальные молоточки :
- Вот мы спускаемся по лестнице (Педагог играет марш)
- А теперь выходим на улицу, светит солнце, все бегают, радуются! (Педагог играет быструю польку)
Дети повторяют ритмическое задание.
- Таня взяла мяч и стала медленно ударять им об землю (Педагог играет медленно).
Дети повторяют ритмический рисунок
- Остальные дети стали играть быстро (Педагог играет быстро)
Дети повторяют.
- Но вдруг на небе появилась туча, она закрыла солнце, и пошел дождь. Сначала это были маленькие капли, а потом – сильный ливень. Дети побежали домой.
Муз. рук. : Давайте немного отдохнем и сделаем друг другу легкий массаж.
Дети встают в круг парами, спиной друг к другу. Делают пальчиками массаж (изображают капли дождя, бег мышей и т. д., в зависимости от текста песни «Тучка» :
«Злую тучку наказали, ты – плохая, ей сказали,
И она заплакала, да кап-кап-кап-закапала.»
Муз. рук. : Слушайте внимательно, я вам загадаю загадки:
1. Первым вылез из темницы на лесной проталинке.
Он мороза не боится, хоть и очень маленький. (Подснежник)
2. То он солнышко лучистое, то он облачко пушистое.
Лета ждать не захотел, ветер дунул – улетел! (Одуванчик)
3. Это маленький цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает. (Ландыш)
Муз. рук. : У меня есть медальки с изображением цветов, названия которых вы сейчас отгадывали. Я вам их раздам. Ландыши танцуют польку, подснежники – вальс, одуванчики – маршируют.
Дети поочередно исполняют движения соответствующие характеру музыки.
Муз. рук. : Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. А теперь все вместе станцуем весенний танец.
Дети исполняют танец «Весна – красна»
Муз. рук. : Скажите мне, пожалуйста, музыку какого композитора мы слушали на занятии?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Какие птицы прилетают ранней весной?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Какие приметы весны вы знаете?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Молодцы, ребята, вы хорошо знаете приметы весны Желаю вам ярких весенних впечатлений.