Юлия Ураждина
Экологический проект по музыкальному развитию в ДОУ «Звуки природы и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект по музыкальному развитию в доу “ Звуки природы и музыка”
Паспорт проекта.
Автор: Жмурина Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ №312,
г. Ростов-на-Дону.
Продолжительность проекта : долгосрочный, январь - декабрь 2017 года.
Тип проекта : творческий, познавательный проект.
Публикация «Экологический проект по музыкальному развитию в ДОУ „Звуки природы и музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Форма реализации: групповой.
Форма представления: концерты, занятия, музыкальный салон.
Участники проекта : Дети средних, старших и подготовительных групп, возраст 4-7 лет.
Исполнитель проекта : музыкальный руководитель ДОУ.
Образовательная область: музыка, экология.
Актуальность проекта : Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающему миру в нынешнее время как никогда актуально. Экологическая обстановка 21 века требует формирования у детей знаний о природе, о ее процессах и закономерностях. Знакомство с различными звуками природы и изображением природы в музыке расскажет детям много нового и даст толчок познавательной активности в направлении охраны окружающего мира. В рамках проекта дети узнают много нового звукового и музыкального материала, что обогатит их багаж знаний и будет способствовать развитию интеллектуального и чувственного познания, а также экологическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта : Формирование бережного и внимательного отношения к природе при помощи музыки и звуков окружающего мира.
Задачи проекта :
Создание условий для бережного отношения к природе.
Учить детей слушать звуки природы, различать разнообразные звуки, присущие разным природным явлениям.
Знакомить детей с музыкой изобразительного и выразительного природного характера.
Знакомить детей с музыкальными инструментами из природного материала, их звучанием и особенностями.
Воспитывать в детях культуру слушания и внимательное отношение к образовательному музыкальному процессу.
Создавать примитивные музыкальные инструменты из природного материала.
Этапы проекта :
1 этап: январь 2017 - подготовительная группа,
февраль 2017 - старшая группа,
март 2017 - средняя группа.
2 этап: апрель 2017 - подготовительная группа,
май 2017 - старшая группа,
июнь 2017 - средняя группа.
3 этап: июль 2017 - подготовительная группа,
август 2017 - старшая группа,
сентябрь 2017 - средняя группа.
4 этап: октябрь 2017 - подготовительная группа,
ноябрь 2017 - старшая группа,
декабрь 2017 - средняя группа.
1 этап “Звуки природы”
Направление: художественно-эстетическое.
Задачи: познакомить детей со звуками природы разных времен года, с музыкой изобразительного и выразительного характера, учить анализировать особенности разнообразных звуков времен года.
Зимние звуки
Изобразительные - бубенцы, колокольчики, музыка русских и зарубежных композиторов про зиму,
Ветер, метель и вьюга (музыка зимней природы : лютая стужа, завывает вьюга, метель) Зимняя стужа, пурга и метель (пронзительное завывание ветра, пурга и метель) Зима, ночь - вой волка, лай собак (вой волка из лесу, лай собак) Звуки зимы, городской дворик (звуки зимнего утра в городском дворике, скрип снега, работа дворника) Зимний парк - синички, капель (пение зимующих птиц в парке, февральская капель)
Весенние звуки
Выразительные - Весенние птицы во дворе (щебетание и пение городских птиц, весенние настроение) Весна в городе - тает снег (таяние снега, плеск воды, журчание ручья) Весенний ручей (звуки журчания ручья, разговоры и перекличка птиц в лесу) Утреннее пение птиц (звуки весеннего леса, радостное пение лесных птиц) Звуки утреннего леса. Пение птиц (весеннее утро в лесу, перекличка и пение лесных птиц)
Летние звуки
Летний полдень в поле (поле, звуки жужжания, шебуршания насекомых, шум порывов ветра) Звуки леса круглые сутки (утро, день, вечер и ночь: пение птиц, плеск воды, дождь, стрекот сверчков) По лесной тропинке к озеру (звуки леса, пение птиц и плеск воды) Звуки дождя, гроза (ливень, гроза, пение птиц после дождя) Ночь в деревне (звуки ночи, стрекот кузнечиков и сверчков)
Осенние звуки
Шум осеннего леса (звуки ветра, перекличка птиц, собирающихся в тёплые края) Осень в городском парке (шум порывов ветра, шелест листьев) Шум дождя (звуки проливного дождя, ненастная погода) Шелест осенних листьев (ветер, срывающий последние листья, шум осеннего леса и шорох листьев) Поздняя осень, ночь (сильный порывистый ветер, дождь, шум листьев)
Работа с детьми: На занятиях дети знакомятся со звуками природы, музыкой композиторов посвященной природе, тематическими песнями, презентациями с картинами зарубежных и русских художников и видеороликами о природе. Излагаются рассказы о природе, анализируются особенности звуков и музыки природы. Беседы о важности природы, о том что ее надо беречь и уважать, помогать повышать экологический статус природы. Проводятся тематические музыкальные игры.
Работа с родителями: консультации для родителей, беседы о важности прогулок. На прогулках с детьми родители должны анализировать звуки окружающего мира.
Методы: Беседа, консультации, наглядные и игровые методы.
Оборудование: мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи звуков природы, картины природы в формате jpeg, оборудование для игр - шумящие инструменты, маски-шапочки.
2 этап: “Звуки животных и птиц”
Направление: художественно-эстетическое.
Задачи: Знакомить детей о звуками животных и птиц, с музыкальными произведениями и песнями, посвященными животным и птицам зарубежных и русских композиторов. Учить внимательно слушать и анализировать музыку, различать голоса птиц и животных. Знакомить со средой обитания животных, с животными и птицами местного ареала обитания. Беседовать о важности сохранения всех видов животных и птиц.
Звуки животных : звуки лесных, (завывание волка, рычание медведя, Белка, Заяц, Лягушка, Олень, Бобр, Выдра, Крот, Барсук, Ежик, Мышка, Зарянка, Лиса, Лось) и домашних животных (Ослик, Овечки, Домашний кролик, Курица, Цыплята, Петух, Свинья, Собака, Корова, Лошадь, Кошка, Козел). Музыка зарубежных и русских композиторов, изображающая и выражающая животных, их характер и повадки. Игры посвященные животным, презентации и видеоряды. Беседа о важности сохранения всех видов животных, бережного и гуманного отношения к ним и их средам обитания.
Звуки птиц : Пение птиц, лесных, степных, весенних, морских. (Дятел, Синица, Сова, Дрозд, Гуси,Утка, Ворона, Соловей) Обсуждение среды обитания птиц, презентации и видеоряды о птицах. Знакомство с музыкой русских и зарубежных композиторов о птицах, знакомство с картинами русских и зарубежных художников о птицах. Беседа о важности сохранения всех видов птиц, а подкормке и перелете птиц. Игры и танцы по теме.
Методы: Беседа, ТСО-методы, Наглядно-образные методы, игровые методы.
Работа с детьми: Знакомиться с новым материалом, рассматривать и слушать звуки животных и птиц, проводить тематические игры и танцы. Отражение пройденного материала в художественных работах детей.
Работа с родителями: Консультации для родителей по экологии, организация выставки детского творчества по теме.
Оборудование: мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи звуков птиц и животных, изображения животных в формате jpeg, оборудование для игр - шумящие инструменты, маски-шапочки.
3 ЭТАП “Звуки воды”
Направление: художественно-эстетическое
Задачи: знакомить детей со звуками воды, свойствами воды. Знакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов, посвященным воде в природе. Учить бережно относиться к питьевой воде и воспитывать культуру чистоты мирового океана. Учить видеть красоту воды, ее звуков, анализировать и воплощать музыку в движении.
Звуки воды в природе : шум дождя, звук ручейка, шум моря, прибоя, звук капели. Музыка выразительного и изобразительного характера русских и зарубежных композиторов о воде. Видеоряд с музыкой о воде, презентации. Беседы о важности сохранения питьевой воды, о чистоте воды мирового океана и влиянии загрязнений воды на природу. Пластические этюды и релаксационные упражнения связанные с водой.
Методы: наглядный, беседа, ТСО-методы, двигательные методы.
Работа с детьми: занятия, содержащие в себе знакомство со звуками воды, слушание музыкального материала, связанного с темой воды. Знакомство с картинами русских и зарубежных художников о воде. Рассматривание видеоматериала. Беседы о значении воды для человека и животных, пластические этюды на тему воды.
Работа с родителями: консультации на тему звуков воды, творческий проект - создание инструментов, изображающих шум дождя из подручного материала с детьми.
Оборудование: мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи звуков воды в природе, картины художников в формате jpeg, оборудование для пластических этюдов - ленты.
4 этап “Музыкальные инструменты и природа”
направление: художественно-эстетическое.
Задачи: Знакомить детей с музыкальными инструментами из природного материала, знакомить со звучанием природных материалов, учить слушать музыку. Воспитывать бережное отношение к природе при помощи музыки.
Музыкальные инструменты и природа : музыкальные инструменты из дерева - духовые, ударные, клавишные. Рассказ об устройстве музыкальных инструментов, истории их появления. Звучание природного материала - камни, палочки, песок. Презентация и видеоряд с музыкой, посвященная музыкальным инструментам из природного материала.
Работа с детьми: Проводится занятие на тему музыкальных инструментов из природного материала, содержащее в себе беседу о музыкальных инструментах, их происхождении и устройстве. Также проводится игровой оркестр из природных материалов под музыку.
Работа с родителями: консультации на тему музыкальных инструментов из природного материала, организация совместного сбора природного материала для занятий с детьми.
Оборудование: мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи музыкальных инструментов из прироного материала, видеоряд с музыкой, оборудование для оркестраа - природный материал, собранный детьми.