Татьяна Олейникова
Конспект НОД по логопедии «В поисках сокровищ» с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое подгрупповое занятие для детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия).
Этап автоматизации звука [р] в словах и фразах.
Тема занятия: «В поисках сокровищ".
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цели:
1. Совершенствовать умение употреблять звук [р] в слогах, словах и фразах;
2. уточнять артикуляционный уклад звука [р];
3. совершенствовать навык согласования имени существительного с числительным;
4. закреплять навык словообразования;
Публикация «Конспект НОД по логопедии „В поисках сокровищ“ с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пираты и сокровища
- Темочки
5. формировать понятие «ударный гласный», упражнять в правильном употреблении ударения;
6. расширять и уточнять активный словарь;
7. развивать фонематический слух: выделять и повторять последний слог в слове;
8. развивать фонематическое восприятие: определять наличие заданного звука в слове;
9. развивать подвижность артикуляционного аппарата;
10. развивать сильную и длительную воздушную струю,
11. развивать слуховое внимание и память;
12. воспитывать дисциплинированность, самоконтроль и заинтересованность в правильной и красивой речи;
13. вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
Оборудование:
- презентация,
- зеркала (5 шт. ,
- корабли,
- картинки,
- сундук,
- песок, мелкие игрушки,
- магнитная доска и буквы,
- волшебная палочка,
- коробка с пазлами, конфеты.
- мячики су-джок.
Слайд № 1
Орг. момент:
Дети заходят в зал, встают полукругом.
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Дети проходят на места за столами.
- Отгадайте загадку:
Захватить всегда готов
Множество морских судов!
В море мне никто не рад,
Потому что я … (пират)
Слайд № 2
- Ребята, вы знаете кто такие пираты? (- Это морские разбойники)
- Вы правы, пираты – это разбойники, но пираты бывают не только плохие, но и бывают смелые и отважные пираты, которые приходят на помощь слабым и беззащитным.
- Вот с таким пиратом я хочу вас познакомить. Это капитан Барбосо. Я предлагаю отправиться нам в морское путешествие с Барбосо и его командой на остров Сокровищ.
- У Барбоса и его команды есть старенький корабль. Чтобы отправиться на нём в плавание необходимо его отремонтировать.
- Но прежде, чем заняться ремонтом нам нужно подготовиться. Мы сделаем массаж. Под звуки моря
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
- Теперь возьмёмся за ремонт корабля.
Слайд № 3
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
- За любое дело необходимо браться с хорошим настроением: упражнение «улыбка».
- Капитан Барбоса созвал матросов на верх звуками свистка (упражнение «дудочка», и дал команду подготовить корабль к опасному путешествию (упражнение «чашечка», необходимо починить паруса (упражнение «парус», натянуть их (упражнение «грибок»). Матросы натягивают канаты (упражнение «Гармошка», заколачивают пробоины в корме корабля (упражнение «дятел»). Юнга драит палубу (упражнение «вкусное варенье»).
- И вот корабль готов к отплытию, но, к сожалению, стоит штиль – безветренная погода. Давайте подуем на паруса и наполним их ветром (дыхательное упражнение «подуй на парус»).
Основная часть
1. - Капитан созывает команду на палубу: Р….
- На занятии, путешествуя на остров Сокровищ, мы будем тренироваться правильно произносить звук [р].
Артикуляционный уклад звука [р] :
- давайте вспомним в каком положении язык, губы, какой ветерок дует изо рта.
Б) -Чтобы плавание оказалось успешным,команда должна с полуслова понимать своего капитана. Послушайте рифмовку и повторите 3 раза последний слог.
Логопед : ребё нок:
В путешествие пора, ра-ра-ра
Стоит в тропиках жара, ра-ра-ра
Не боимся мы жары, ры-ры-ры
Мы чихали на жару, ру-ру-ру
Пригодится нам топор, ор-ор-ор
Капитан наш командир, ир-ир-ир
Мы хотим увидеть мир ир- ир-ир
Слайд № 4
2. – У капитана Барбоса есть попугай Аро. Он очень любит рифмовать слова, подбирать созвучные слова, близкие по звучанию.
- Я скала грач, Аро ответил – врач. Я сказала брошка, он ответил – крошка.
- подберите слова-рифмы к слову двор - вор, забор, топор, мухомор, светофор, помидор, костёр; гора – нора, жара, пора, детвора.
Слайд № 5
3. – Чтобы добраться до острова сокровищ и не попасть на рифы необходима карта. И она есть у капитана Барбоса. Корабль должен двигаться в том направлении, где на карте изображён предмет со звуком [р] в названии.
- Проложите путь нашему кораблю (дети называют картинки со звуком [р])
Слайд № 6
- И вот наш корабль достиг берегов острова Сокровищ. Но сундук с сокровищами находится на противоположной стороне острова. Нам с пиратами придётся пройти через весь остров, чтобы его найти. Но давайте сначала немного отдохнём.
Физкульт минутка:
- Плаванье было нелёгким, команде необходимо отдохнуть.
Что там чудится в тумане? Вытягиваем руки вперёд
Волны плещут в океане. Руками изображаем волны
Это мачты кораблей. Вытягиваем руки вверх
Пусть плывут сюда скорей! Машем руками
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, Ходьба на месте
Ищем ракушки в песке Наклоны
И сжимаем в кулаке. Сжимаем кулаки
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. Приседания
Вверх потянемся, пройдёмся, Тянем руки вверх, ходьба на месте
И на место вновь вернёмся. Садимся
Слайд № 7
4. – Здесь живёт племя папуасов, которые разговаривают на своём папуасском языке. Когда здороваются говорят : Здравству. йте (ударение на гласный У) или при. вет (ударение на И). Если перевести на наш язык будет : здра…вствуйте и приве. т. Тот звук, который поётся и выделяется голосом называется ударным.
- Переведите на наш язык слова папуасов, расставив правильно ударение, и не забудьте про красивый звук Р.
рыба рыба
гроза гроза
гора гора
остров остров
Слайд № 8
- Это племя папуасов собирает орехи, а потом не только питаются ими, но и разминает руки.
Разминаем руки мячиками су-джок
Круглый орешек ладошкой катаю,
Ручку свою хорошо разминаю,
Хоп – и орешек в ладошке другой,
Ну-ка, дружок, поиграем с тобой.
5.- Ну, а нам пора идти дальше. И у нас на пути водопад
Слайд № 9
- Слово водопад сложное слово, потому что сложено из двух слов: вода и падать.
Чтобы нам перебраться на другую сторону водопада, необходимо сложить слово из двух и прошагать его по слогам по мостику
Логопед Ребёнок
Пар+ходить пароход па-ро-ход
Рыба+ловить рыболов ры-бо-лов
Сам+варить самовар са-мо-вар
Лес+рубить лесоруб ле-со-руб
Нос+рог носорог
Слайд № 10
6. – И вот мы преодолели водопад. Здесь в тропиках обитают упрямые мартышки.
Сосчитайте мартышек (от 1до 5). Мартышки всё делают наоборот. Давайте поиграем с ними в игру «всё наоборот».
Логопед Ребёнок
Белый чёрный
Весёлый грустный
Длинный короткий
Больной здоровый
Белый чёрный
Узкий широкий
Молодой старый
- Отлично поиграли с мартышками, но нам нужно торопиться.
Слайд № 11
7. – По пути нам встречаются разные животные, обитающие на острове. Ответьте на вопрос: «Какие животные живут на острове сокровищ?». Дайте полный ответ.
8.- И вот мы с вами недалеко от цели своего путешествия.
Слайд 12
– Ребята, посмотрите, что это? (- Это пещера)
- А здесь за пальмой что-то спрятано в песке. Это сундук с сокровищами!
- Но слышите? Кто-то в пещере есть.
Слышится кашель. Выходит колдунья Гаргона.
- Я колдунья Гаргона. А вы кто такие? Уже сто лет никто не приплывал на мой остров и не тревожил мой покой.
- Мы смелые и отважные пираты. Приплыли сюда в поисках сокровищ. Гаргона, не расскажешь ли ты нам, где находится ключ от этого сундука, который мы нашли в песке?
- Какие вы хитрые. Так я вам сразу и сказала. Вот у меня есть палочка -превращалочка. Если сможет с её помощь превращать обычные предметы в огромные, то так и быть - скажу, где спрятан ключ от сундука.
Гаргона отдаёт палочку ребёнку.
Слайды…. 13 - 24
Краб – крабище
Рыба – рыбище
Корабль – кораблище
Рука – ручище
Борода – бородище
Рак –рачище
- Давайте вернём волшебную палочку Гаргоне.
- Ну что же, вы выполнили моё условие. Ключ от этого сундука зарыт в песке. Найдёте – сокровище ваше. А мне пора на покой (зевает и уходит).
- Ребята, давайте искать ключ.
Слайд № 25
Находят в песке ракушки, рыб, скорпиона, рака, буквы, камни.
- Назовите, что вы нашли в песке.
- Ключа нет. Ребята я забыла сказать, что когда Гаргона уходила, она шепнула мне, что ключом является слово, сложенное из букв, которые вы нашли.
Дети выкладывают слово игра. ОСТРОВ
Сундук открывается, дети достают пазлы и конфеты.
Итог:
Слайд № 26
- Ребята, вы вместе с пиратской командой Барбоса были смелыми, сообразительными, и играя со словам смогли найти и открыть сундук с сокровищами. Теперь они ваши. В группе вы будете складывать пазлы и вспоминать путешествие на остров Сокровищ.
- Ребята, вам понравилось путешествовать. Что вам понравилось больше всего.
- Какой звук мы упражнялись произносить красиво?