Любовь Коряженкова
Конспект НОД по ИЗО деятельности с элементами экологии в средней группе «Рыбки в подводном царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изо деятельности с элементами экологии в средней группе на тему: "Рыбки в подводном царстве" ко Всемирному дню океанов на МААМ.
Образовательная область: Художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие, Социально - коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект НОД по ИЗО деятельности с элементами экологии в средней группе „Рыбки в подводном царстве“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. ИЗО, изодеятельность
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная деятельность.
Цель: закрепить приемы использования традиционного и нетрадиционного рисования.
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о подводных обитателях и растениях;
- продолжать учить смешивать краски для получения другого цвета;
- закреплять прием рисования волнистых линий, прием рисования ладошкой и ватной палочкой.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, связную речь, фантазию и воображение;
- развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к живой природе;
- воспитывать аккуратность в работе;
- формировать экологическую культуру.
Речевой материал: "чешуя", "плавники", "жабры", "водоросли", "нерест".
Методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
наблюдение за объектом, рассматривание иллюстраций рыб, демонстрация слайдов.
Словесные: беседа с элементами рассказа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, метод постановки и решения вопросов проблемного характера, метод дифференцированной оценки, которую дает воспитатель.
Практические: рисование, экспериментальная деятельность, дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика.
Методические приемы организации образовательной деятельности: рисование ладошкой, рисование волнистых линий, полный показ, опора на наглядность, опора на словесные образы, рисование ватными палочками, прием рисования кисточкой "в воздухе", объяснение, показ, вопросы проблемного характера, поощрение.
Используемые образовательные технологии: игровая технология, личностно - ориентированная технология, здоровье сберегающая технология, технология решения проблемных ситуаций, ТРИЗ - технология, информационно - коммуникативная технология.
Предварительная работа: НОД, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы о подводном мире и его обитателях с элементами рассказа.
Демонстрационный материал: иллюстрации рыб, образец воспитателя, разрезная картинка с иллюстрацией рыб, карточки - схемы потребностей рыб.
Раздаточный материал: тонированные альбомные листы А-4; 2 пластмассовые емкости с разведенной краской, серая гуашь (для возможного рисования камешков, черная, синяя, желтая разведенная гуашь, емкость с водой для мытья рук, ватные палочки, мягкие кисточки, подставки для кисточек, емкости для гуаши, салфетки, стаканчики непроливайки с водой, палитра.
Оборудование: демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент:
Игровая мотивация: Воспитатель собирает детей около себя: Ребята, отгадайте загадку:
"Кто, ребята, в речке чистой блещет спинкой серебристой.
У родителей и деток вся одежда из монеток".
Дети: Рыбка!
На интерактивной панели - изображение золотой рыбки в море.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. К нам сегодня приплыла золотая рыбка из Подводного царства. Посмотрите, какая она невеселая. У нее нет друзей, поэтому ей скучно одной. Чтобы ее развеселить, нужно нарисовать подружек необычным способом. Ну что, ребята, выручим золотую рыбку, нарисуем для нее подружек? (Да). Тогда давайте сначала составим рыбку из частей.
2. Содержательный компонент:
Дидактическая игра: "Составим рыбку"
Цель: закрепить знания названий частей рыб"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник заколдовал рыбку, и она распалась на части. Давайте ее соберем. Из каких частей состоит рыбка?
Дети: Голова, хвост, туловище, плавники.
Воспитатель: Что еще есть у рыбки?
Дети: Рот, глаза, жабры.
Воспитатель: Чем покрыто туловище?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: А почему оно покрыто чешуей? Для чего она рыбе?
Дети: Чешуя, как панцирь у черепахи, защищает рыбку от повреждений и зубов хищников.
Воспитатель: Для чего рыбам хвост?
Дети: Это руль, которым они управляют.
Воспитатель: Ребята, что помогает рыбкам перемещаться в воде?
Дети: Плавники.
Воспитатель: А может ли рыбка жить на суше?
Дети: Нет. На суше она не сможет дышать.
Воспитатель: Что помогает рыбкам дышать?
Дети: Жабры.
Воспитатель: А чем дышат рыбы?
Дети: Невидимым воздухом, который находится в воде. Когда рыбки дышат, в воде появляются пузырьки.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Посмотрите, какую красивую рыбку мы собрали. Теперь давайте ее нарисуем.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, давайте будем рисовать рыбок. Вы знаете, что рисовать можно чем угодно, не только кисточкой. Сегодня мы будем рисовать рыбку ладошкой. Кто знает, как это делать?
Дети: Нужно дотронуться до краски тыльной стороной ладошки, чтобы она намокла, и перенести ее на бумагу, чтобы получился отпечаток.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Чтобы хвостик - руль получился объемный, пальчики должны быть не сомкнуты, а разомкнуты. Смотрите, как делаю я.
Воспитатель опускает ладонь в краску и прижимает ее к листу бумаги. Вот что у меня получилось. Большой пальчик - это плавничок, а остальные - хвостик. Руку теперь помою в водичке. Но наша рыбка пока не рыбка. Посмотрите, чего у нее не хватает?
Дети: Глаз и рта.
Воспитатель: Когда рыбка подсохнет, тогда мы нарисуем ей глазки ватной палочкой. Ребята, а что есть еще в водоемах?
Дети: Водоросли.
Воспитатель: А что такое водоросли?
Дети: Водные растения.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А какого цвета бывают водоросли?
Выслушиваются предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник силой своего волшебства исключил зеленый цвет. Ну ничего, мы сможем получить его сами. Может, мне кто подскажет, как получить зеленый цвет? Какие краски нам понадобятся?
Выслушиваются предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сделаем зеленый цвет. Возьмем желтую краску и добавим несколько капелек синей, с помощью кисточки. (Дети вместе с воспитателем смешивают краски). Посмотрите, мы смешали краски в палитре, и у нас получился зеленый цвет. Ребята, теперь мы будем рисовать водоросли кисточкой. Возьмем кисточку правильно тремя пальцами, опустим ее в краску и начнем рисовать снизу вверх, потому что водоросли растут из земли. Кисточка у меня сегодня танцует, я веду ее плавно сначала влево, а потом назад - вправо, потом опять вперед влево и назад - вправо. Получаются вот такие волнистые водоросли. Кисточку теперь помоем и поставим на подставку. А теперь нарисуем рыбке черный глаза ватной палочкой. У меня получилась вот такая рыбка, а у вас получатся другие, потому что в природе нет ничего одинакового.
Ребята, а теперь давайте поиграем с пальчиками:
Пальчиковая гимнастика "Рыбки"
Жил в реке один налим
(Медленные движения соединенными ладонями вправо - влево)
Два ерша дружили с ним
(Движения ладонями с двух сторон)
Прилетели к ни три утки
(Взмахи ладонями)
По четыре раза в сутки
(Согнуть кулачки)
И учили их считать
(Раз, два, три, четыре, пять).
(По очереди разгибать пальцы на кулачках)
Воспитатель: А теперь приступайте. С чего мы начнем?
Дети: С рисования рыбки ладошкой.
Воспитатель: А что нужно сделать после рисования ладошкой?
Дети: Помыть ее водой.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
(Проводится работа детей по рисованию рыбок ладошкой. Воспитатель наблюдает за работой детей, по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь на отдельном листочке).
Воспитатель: Ребята, пока наши рыбки сохнут, давайте немного отдохнем.
Физкульт минутка "Рыбки"
Воспитатель: Ребята, давайте встанем врассыпную, покажем ручками и пальчиками, как плавают рыбки:
Рыбка плавает в водице. (Волна правой рукой)
Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)
Рыбка, рыбка озорница. (Волна двумя руками)
Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши).
Рыбка спинку изогнула (Руки вверх в замочке)
Крошку хлебную взяла. (Хлопок в ладоши).
Рыбка хвостиком вильнула (Соединить две ладони, волна вперед)
Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону).
Воспитатель: Ребята, что мы теперь будем с вами рисовать?
Дети: Водоросли и глаза!
Воспитатель: Давайте нарисуем водоросли кисточкой в воздухе.
(Проводится работа по рисованию водорослей волнистой линией кисточкой, глаз и рта - ватной палочкой. Воспитатель наблюдает за работой детей, по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь на отдельном листочке).
Воспитатель: Ребята, кто закончил, можете украсить свой рисунок чем - нибудь еще: камушками, песочком; или нарисовать рыбок на другом листочке.
Воспитатель выставляет на демонстрационной доске картинки - схемы потребностей рыб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рыбка у нас с секретом, она хочет что - то рассказать. Давайте обобщим с помощью схем, что необходимо рыбам для жизни.
Дети: Воздух, чтобы дышать и вода, чтобы плавать.
Воспитатель: Как нужно относиться к рыбам?
Дети: Бережно!
Воспитатель: А что значит бережно? Почему здесь нарисованы икринки и запрещающий знак ловли рыб?
Выслушиваются предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Ребята, ловить рыбу можно только в не запрещенных местах. Во время нереста ловить рыбу нельзя. Рыбы мечут икринки, из которых потом получаются большие рыбы. А как еще мы с вами можем заботиться о рыбах?
Дети: Нельзя бросать в пруд, реку и море всякий мусор, потому что он загрязняет водоем.
Воспитатель: Ребята, а если мы увидим на берегу рыбу, которая дышит, что мыс вами должны сделать?
Дети: Отпустить ее в воду.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
3. Заключительный компонент (итог занятия - дифференцированная оценка работ детей)
На интерактивной панели - изображение резвящейся рыбки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько необычных, красивых и ярких рыбок у нас получились.
У Машиных рыбок красивые плавники,
Сашиных рыбок - объемные хвостики,
у Мишиных рыбок - яркие туловища и т. д.
Теперь нашей гостье не придется скучать в Подводном царстве, у нее много подружек.
Посмотрите, ребята, как изменилась наша золотая рыбка, какая она стала веселая, машет хвостиком. Она говорит нам, "спасибо", за подружек. Давайте попрощаемся с ними, пожелаем удачи и отпустим в Подводное царство.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что особенно запомнилось, что показалось интересным? Что нового удалось узнать? Хотите еще повстречаться с золотой рыбкой? Я думаю, она будет нам рада.