Татьяна Борисовна Бибнёва
Конспект НОД по художественному творчеству для детей 4–5 лет «Абашевская слобода» (коллективная композиция)
▼ Скачать
Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие, образные представления чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей об абашевской игрушке, об абашевской росписи. Закреплять эмоциональное положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Демонстрационный материал: альбом с иллюстрациями абашевской игрушки, абашевские игрушки.
Публикация «Конспект НОД по художественному творчеству для детей 4–5 лет „Абашевская слобода“ (коллективная композиция)» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Раздаточный материал: кисточки, краски, вода, салфетки, шаблоны абашевской игрушки. Большой лист бумаги для оформления картины с иллюстрацией села Абашево.
Предварительная работа: экскурсия в музей народного творчества г. Спасска.
Словарная работа: художественный промысел, оберег, горно, слобода
Ход занятия.
- Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с абашевской игрушкой. А сейчас послушайте стихотворение :
Чудо-звери, чудо-птицы
Скачут, прыгают, поют.
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
Здесь от ярких красок пёстро,
Здесь фантазии полёт!
Мастер с глиною колдует,
В руки он комок берёт,
Разминает, греет, лепит.
И из-под волшебных рук
Птица-молодица возникла,
Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно
В этой ауре добра;
Ведь игрушка - это детство,
Радость, свет и красота.
- Ребята, абашевская игрушка-русский художественный промысел (показ иллюстраций альбома, который возник давным-давно в селе Абашево, нашего Спасского района. Сказочные животные превращались в забавные свистульки, которые были главными символами нашей Пензенской губернии. Абашевские свистульки изображали животных - козликов, оленей, баранов, которые принимали сказочный облик. Все эти игрушки изготовлены вручную. Лепили их из глины, высушивали, обжигали в горнах, покрывали краской, затем расписывали.
- Посмотрите на цвет игрушек: все они окрашены в яркие цвета - красный, зеленый, синий, оранжевый, а отдельные детали, например рога, расписывались серебром или золотом. Обратите внимание на то, что та часть свистульки, которая берется в рот, чтобы посвистеть, не окрашена. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими широко расставленными ногами и длинную изящную шею. Обычные домашние животные в руках мастеров превращаются в сказочные существа. Люди бережно их хранят и почитают как оберег.
, -Дети, а как вы думаете, для чего делались такие игрушки? (педагог обобщает ответы детей). Давным-давно на Руси не было таких игрушек, как сейчас, и дети играли с глиняными. Сейчас они находятся в музеи народного творчества, куда мы с вами недавно ходили на экскурсию.
- Ребята, давайте рассмотрим коллекцию игрушек, которая находится в мини-музее нашей группы. Как вы думаете, какие это игрушки?
- Правильно, это абашевские игрушки. А как вы догадались? (дети дают ответы, характеризуют игрушки).
А сейчас мы немного поиграем в игру «На бабушкином дворе».
У меня есть петушок.
Ярко-красный гребешок,
Красная бородка,
Важная походка.
Есть козленок озорной.
Вот затряс он бородой.
Головой качает,
Рожками пугает.
Кошка Мурка хороша.
Ходит мягко, неспеша.
Сядет, умывается,
Лапой вытирается.
Цок, цок, цок, цок,
Вот лошадка серый бок.
Начала она скакать,
Приглашает всех играть.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам так же красиво расписать вырезанную из бумаги фигурку. А затем мы сделаем общую картину «Абашевская слобода». Слово слобода означает село или деревня, где создают глиняные игрушки.
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и напоминает о том, как правильно расписывать фигурку.
По мере готовности работ дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия педагог читает стихотворение :
Село Абашево большое
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек,
Для разных наших городов.
Здесь много разных мастеров
Гончарного изделия.
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделья.
Лепил кто дудки, кто горшки,
Лепили всё на все лады,
И были птички и зверьки
Себе на счастье - без беды!
Затем предлагает полюбоваться всем вместе общей композицией.
- Какие вы молодцы, у всех получились красивые игрушки. Вы настоящие народные умельцы!
- Ребята, в свободное время картину можно дополнить, если у вас появятся интересные предложения.