Наталья Филюшина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись театральной ширмы хохломским узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись театральной ширмы хохломским узором»
Тема: «Роспись театральной ширмы хохломским узором»
Приоритетная образовательная область:»художественно – эстетическое развитие» в интеграции образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Роспись театральной ширмы хохломским узором“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Театральные ширмы
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
1. Закреплять знания детей о Хохломской росписи : истории возникновении, технологии изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой гаммы.
3. Развивать технические навыки - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях, пользоваться палочкой- тычком при рисовании ягод, капелек)
3. Воспитывать эстетический вкус при декорировании элементов домика по мотивам хохломской росписи.
Предварительная работа:
Посещение мини-музея «Хохломские промыслы», беседы о Хохломском промысле, рассматривание образцов, иллюстраций, чтение художественной литературы
Методы и приемы:
Словесный : художественное слово, беседа, повторение, пояснение, вопросы репродуктивного и поискового характера, оценка деятельности детей.
Наглядный: рассматривание изделий ;
Практический: д/и «Найди пару», физкультминутка, работа с моделью, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность –работа в парах.
Материал: предметы хохломского промысла (хохломская посуда) ; домик для украшения; модель- подсказка по хохломской росписи; парные карточки с изображением элементов хохломского узора; заготовки для росписи, гуашь, кисти № 1, 2, тычки, печатки, салфетки, баночки с водой; музыкальное сопровождение.
Обогащение словарного запаса: «наличники», «козырёк», «фундамент», «подмастерье»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, в марте будет проходить неделя театра. У нас есть разные виды театра. Вспоминайте, какие виды театра есть в нашем театральном уголке.
Дети перечисляют виды театра. (варежковый, теневой, пальчиковый, на ложках)
Воспитатель: И ширма театральная у нас тоже есть, а вот у ребят средней группы - нет. Неужели они останутся без сказки? Можем мы им как-то помочь?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Посмотрите, я нашла вот такой домик-теремок, но на сказочный он совсем не похож. Скажите, можно как-то исправить ситуацию? Что можно сделать, чтобы малышам понравился наш домик?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Верно, можно расписать части домика. А вы, знаете их названия?
Дети отвечают, если затрудняются, педагог помогает.
Воспитатель: Козырек, наличники, изразцы, фундамент.
Воспитатель: А вот в какой технике мы будем сегодня работать, нам поможет определиться данная модель.
Демонстрируется модель «Особенности хохломской росписи»
Дети перечисляют характеристики хохломской росписи : цветовая гамма фона и непосредственно элементов, ягодно-травный орнамент.
Воспитатель:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Воспитатель: Название какое веселое, звонкое – хохлома. Откуда к нам оно пришло?
Дети отвечают.
Воспитатель: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? .
Дети отвечают.
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку (ходьба на месте)
По травке луговой
Иду по мягкой травушке
Весеннею порой.
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам (повороты головы направо и налево)
И жёлтеньким, и красненьким (разведение рук в стороны)
Я радуюсь цветам.
Возьму у солнца чашку я (руки через стороны вверх)
Водички я напьюсь.
И хохломскому мастеру
За это поклонюсь. (наклон туловища вниз)
Воспитатель: Ребята, работать сегодня мы будем парами. Каждая пара будет расписывать определё нную часть домика: кто-то – козырёк, кто-то - наличники, а кто-то нижнюю часть домика- фундамент.
Д/ и «Найди пару» На столе лежат разрезные карточки с изображением хохломских узоров. Ваша задача найти себе пару по карточкам.
Дети находят свои пары, выбирают заготовки и садятся за столы.
Воспитатель:
- Ребята, напомните мне, как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод, цветов? (печатку, тычок) .
- Что мы можем использовать для рисования завитков, капелек? (кисть, ватную палочку) .
– Обратите внимание на расположение орнамента (узор должен располагаться ритмично, красиво)
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
Воспитатель: Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами- вы превращаетесь - как вы думаете в кого?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Чтобы стать мастером хохломского дела, нужен многолетний опыт, поэтому вы пока- ученики мастера –подмастерья. Каждый из вас сам придумает узор по мотивам хохломской росписи
Под народную мелодию дети приступают к рисованию.
Воспитатель оказывает необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнём
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
Продолжение самостоятельной деятельности – нанесение самых мелких элементов.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой у нас получился домик.
Вместе с детьми прикрепляет детали к домику.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, исправили мы ситуацию? Теперь наш домик можно назвать сказочным? Что в нём изменилось? Какой росписью мы украшали домик? Какие элементы использовали для украшения? Вы довольны своей работой?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю ребята средней группы будут рады такому подарку. Такого домика больше нет ни в одной группе.
Дети вручают подарок ребятам средней группы.
Список литературы:
К о м а р о в а Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва, 2013.
Скорлупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным иск усством».