Таранова Надежда
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Звуки Зимы»
Программное содержание:
Продолжать знакомить с образцами классической музыки, формировать устойчивый интерес к ее слушанию. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, опираясь на чувственную деятельность и мышление. Вызывать эмоциональный отклик на художественный и музыкальный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать творчество движений в ходе восприятия музыкального произведения. Побуждать к импровизации в игровом оркестре. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыку, изобразительное искусство, поэзию.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы „Звуки Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование:
Предшествующая работа:
Предполагаемые результаты:
Называют композиторов и названия услышанных музыкальных произведений. Придумывают плавные движения в соответствии с прослушиваемой музыкой. Используют в речи прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние и эстетические характеристики при описании музыки и картин. Выделяют сильные доли в ходе восприятия музыки и одновременного звукоизвлечения (хрустальный оркестр, игра с бубенцами). Интересуются и эмоционально откликаются на произведения искусства.
Ход занятия.
Звучит веселая детская песня о зиме. Дети входят за руки в зал. Педагог привлекает их к подпеванию и выполнению элементарных танцевальных движений.
- Здравствуйте ребята! Наша встреча началась с весёлой песенки. Как вы думает, о каком времени года сегодня пойдёт речь?
Муз. Рук. : Правильно, о зиме.
- Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сровняло пухлой пеленою.
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Такой себе представлял зиму писатель и поэт, которого вы все знаете А. С. Пушкин. Зима - одно из самых прекрасных и любимых времен года. Во все времена ее любили и почитали. С давних пор поэты, художники и композиторы посвящали свои произведения зиме.
Славилась зима и своими веселыми широкими гуляньями, забавами и играми. Предлагаю и вам поиграть в игру «Ты, Мороз, Мороз, Мороз» :
- Ты, Мороз, Мороз, Мороз, дети идут по кругу, грозят пальцем.
Не показывай свой нос! показывают двумя руками «нос».
Уходи скорей домой, «отгоняют» ладонями.
Стужу уноси с собой. кружатся вокруг себя, притопывая.
А мы саночки возьмем бегут по кругу друг за другом, потирая,
И на улицу пойдем ладонями
С горки упали резко приседают, опуская руки.
От Мороза убежали! разбегаются (к стульчикам)
В холодные и вьюжные вечера люди собираться у горящего очага, камина, зажигали свечи и погружались в волшебный мир звуков. Давайте сядем поудобнее, зажжём камин представим, как это всё происходило. Мы послушаем музыку замечательного русского композитора П. И. Чайковского «У камина» и каждый из вас представит себе свою зимнюю картину.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «У камина».
-Что вы представляли, слушая эту музыку? (Рассказы детей).
Вы все описали снег. Конечно, зимы без снега не бывает. Вот и я предлагаю вам превратится в снежинок и каждый из вас придумает свой танец. А танцевать мы с вами будем под прекрасную музыку П. И. Чайковского «Декабрь».
Снежинки легки, невесомы, музыку их воздушного танца почти невозможно услышать, но её можно придумать.
Импровизация движений.
- Какой можно назвать музыку зимы? (нежной, прозрачной) А ещё хрустальной, потому что изделия из хрусталя очень нежные и хрупкие как снежинки или льдинки. Предлагаю вам поиграть в хрустальном оркестре и постараться передать музыку зимы.
Импровизированный «хрустальный» оркестр.
- Поэты воспевали зиму в стихах, композиторы сочиняли чарующую музыку, художники писали множество картин, на которых изобразили зиму. Сейчас мы с вами посмотрим эти картины, и попытаемся увидеть как по- разному представляли художники это время года. Сядьте удобно и насладитесь красотой зимней природы.
Видеопрезентация картин художников-пейзажистов разных времен.
- Понравились вам картины? Какие природные явления передавали художники? Какие зимние забавы вы увидели на картинах? (Ответы детей). Какая красивая природа зимой! Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе.
Ребята, у зимы есть ещё одна особенность. Длинные, зимние вечера и долгая ночь. Мне очень нравится любоваться ночным небом и мечтать. А ещё вчера я видела, как падала звезда и загадала желание, чтобы звёзды, не на долго, спустились к нам и мы смогли потанцевать с ними, загадать своё желание. Смотрите, моё желание исполнилось - звёздочки у вас в гостях. Берите их в руки и помечтайте о чём-то хорошем под прекрасную музыку.
Импровизированный танец «звездочек» с показом педагога.
- Какие зимние праздники вы знаете? Вы любите веселиться зимой? Петь, плясать. Скорее колокольчики берите с ними весело пляшите!
Танец с колокольчиками.
- Зима спускалась к нам с небес
Сундук большой несла чудес.
Несла она метели, и зимние капели,
Узоры рисовала и весело шагала.
Принесла она немного
Кружевного полотна,
И для нас она соткала
Покрывало изо льда.
Зимушка-зима прислала нам волшебное покрывало. Наверняка, оно не простое. Давайте возьмемся за края, с закрытыми глазами скажем волшебные слова «Покрывало поднимаем, и глаза все закрываем! Покрывало опускаем и подарок получаем». (Под покрывалом появляется снежок) С этим волшебным снежком мы можем поиграть. Каму он в руки попадет, тот ответит на вопрос: о каком времени года мы сегодня говорили? Какими словами мы называли зиму? Произведения, каких композиторов вы услышали? В каком оркестре мы вместе играли?
Зима на память о нашей встрече подарила вам сказку «Щелкунчик», музыку к которой написан композитор П. И. Чайковский. Посмотрев её, вы сможете ещё раз насладиться волшебными звуками.