Анна Щеглова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Кисть рябины» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения детей создавать выразительный образ кистей рябины средствами модульного рисования.
Задачи:
Обучающая:
расширять и уточнять знания детей о рябине; закрепить представление о соплодиях рябины (кисть, гроздь) и их строении;
учить детей рисовать кисти рябины ватными палочками, а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти.
Развивающая :
развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге,
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Кисть рябины“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
развивать воображение;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
Словарная работа: рябина; гроздь, кисть рябины.
Оборудование: компьютер, мольберт
Демонстрационный материал: иллюстрация веточки рябины, педагогические образцы.
Материал:
• альбомный лист;
• набор гуашевых красок: зелёная – для листьев, коричневая – для веточки, красная – для ягод кисти;
• стаканчик с водой, салфетки, кисть;
Предварительная работа: беседа о времени года осень, наблюдение за рябиной, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин: Иванов С. Ю. «Рябина», Машков И.»Яблоки и рябина», Скрипченко Л. А. «Натюрморт с рябиной и яблоками», Д. и «С какого дерева листок?».
Методические приё мы: метод мотивации интереса к занятию, метод самостоятельной работы, наглядный метод, словесный (беседа, похвала.
Содержание НОД :
I. Мотивационный этап.
Дети стоят на ковре полукругом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью бывают заморозки, птицы покинули наши края. Листья с деревьев все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но всё не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно ещё увидеть яркие краски.
А теперь отгадайте загадку:
Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица (рябина).
Дети: Рябина.
Обратить внимание детей на слайды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит рябина?
Дети: Для красоты, а также плодами зимой кормятся птицы.
Воспитатель: Правильно, рябина очень красивое дерево и полезное. Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси.
Для людей тоже рябина полезна, ягоды и листья рябины обладают целебными свойствами, содержат витамины, убивают микробы, их сушат, варят варенье и добавляют в чай, компот.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть кисть рябины.
Дети проходят к столу.
Давайте внимательно посмотрим, что есть у кисти рябины?
Дети: Листья, ягоды.
Воспитатель: Какого цвета листочки у нашей рябины?
Дети: Зелёного (желтого) цвета.
Воспитатель: Молодцы. А форма?
Дети: Овальная вытянутая форма.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета ягоды рябины?
Дети: Красные, оранжевые.
Воспитатель: А какая форма ягод?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Скажите мне, как расположены ягоды?
Дети: Висят.
Воспитатель: Правильно, ягоды округлой формы держатся на веточке-кисточке.
Физминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания – руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо – влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнётся,
Не печалится - смеётся. Наклоны в стороны.
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. Дети машут руками, изображая ветер.
II. Поисково-исследовательский этап.
Воспитатель предлагает детям сесть за свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем рисовать веточку рябины.
Предлагаю вам нарисовать веточку рябины для того, чтобы зимующим птицам было что кушать зимой.
- Сначала мы нарисуем основу для листочка – черенок – тонкую линию, концом кисти. Сам листик рябинки рисуем – примакиванием (приговаривая «шлёп – шлёп»). Кисточку опускаем в краску, убираем лишнюю краску и оставляем всем ворсом кисти отпечаток (при этом разворачивая кисточку в одну, другую сторону).
Посмотрите на ваши материалы, которые лежат на столе, и скажите, чем можно нарисовать ягоды рябины?
Дети: Ватными палочками.
- А для того чтобы нарисовать ровные и одинаковые кружочки – ягодки, мы будем использовать ватные палочки. А так как ягодки у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Воспитатель показывает детям приём рисования ягод рябины ватными палочками, а листьев – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти.
Пальчиковая гимнастика «Рябинка»
Зябнет рябинка, (раздвинув пальцы на руках,
Дрожит на ветру, (трясут руками).
Стынет на солнышке, мерзнет в жару (сжимают и разжимают пальцы рук)
Дайте рябинке пальто и ботинки :
Надо согреться, бедной рябинке. (соединяют руки вместе и дуют на них).
Пальчиковая гимнастика. (показ движений по тексту).
Представьте, что мы ведем от локтя до кисти полоску – это веточка, от веточки проводим тоненькие полоски к каждому пальчику – это гроздь, а каждый ноготочек – это сами ягодки. Вот и получилась гроздь рябины. (это упражнение повторить на другой руке).
Наши пальчики готовы, и сейчас мы начинаем рисовать.
Если воспитатель видит, что одному из детей нужна индивидуальная помощь или ребёнок сам просит помочь, то воспитатель оказывает помощь на своём примере.
Если воспитатель видит, что кто-то из детей уже заканчивает работу предлагает нарисовать ещё одну кисть-подружку для его кисти рябины.
Воспитатель напоминает детям об окончании работы до 3-ёх раз.
Воспитатель: Ребята, напоминаю вам, что время, отведённое на занятие, заканчивается.
Воспитатель: Какие чудесные ягоды рябины мы с вами нарисовали. Посмотрите, птички увидели наши ягодки и очень обрадовались. Они очень любят их кушать! Пока наши работы подсыхают, мы с вами поиграем.
Игра «Птички»
Птички по небу летели, Дети машут руками и бегут по кругу
И на веточки присели, Останавливаются и садятся на корточки
Горстку ягодок склевали, Руками показывают, как птички клюют
Дальше в небо улетели, Машут руками и бегут за столы
А за столики мы сели. Рассаживаются по своим местам
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рисовали?
Дети: Кисти рябины.
Воспитатель: А для кого мы рисовали рябину?
Дети: Для птичек, чтобы им было что кушать зимой.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились кисти рябины.
Что за чудная картина?
Это веточка рябины!
Молодцы, очень красивые у вас получились веточки рябины!
Рассматривание с детьми их творческие продукты.
Воспитатель:
А какая из работ вам понравилась больше всего?
Скажите мне, на какой кисти будет много птиц?
Дети: На кисте Артёма. Потому что там много рябины.
-Дети, вам понравилось рисование ватными палочками? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли птичкам запастись едой на зиму. У вас получились очень выразительные рисунки.