Любовь Козлова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Сошьем Дуне сарафан» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сошьем Дуне сарафан»
Образовательная область: художественно – эстетическая
Цель: Формировать у детей патриотические чувства, интерес к прошлому России; познакомить с русской народной одеждой, символикой вышивки, расширять знания о русской народной культуре:
вызвать интерес к рисованию узора по мотивам народного орнамента.
Программное содержание:
• Учить детей выполнять простейшие элементы русского народного орнамента;
• Упражнять в умении рисовать тонкие плавные линии концом кисти;
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Сошьем Дуне сарафан“ для детей старшей группы» размещена в разделах
• Расширять и активизировать словарь детей словами: сарафан, рубаха, кокошник, косоворотка, лапти, орнамент.
• Развивать творческие способности, совершенствовать мелкую моторику;
• Развивать эстетические чувства, формировать нравственные качества
• Воспитывать у детей интерес к историческому прошлому своего народа, любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, доска, аудиозапись песни «Во кузнице», презентация «Русский народный сарафан», куклы в национальном русском костюме; иллюстрации к сказкам, фотографии с изображением народного костюма; фотографии картин известных художников, изобразивших русских красавиц в народной одежде; лист бумаги формата А3 с изображенным контуром русского костюма; кисть, краски.
Раздаточный материал: шаблоны русских сарафанов, краски, кисти, салфетки, стаканы – непроливайки.
Предварительная работа: дидактические игры: «Одень куклу», чтение русских
сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа «Как одевались на Руси»
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова.
Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют присутствующих.
Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась, напекла пирогов, жду гостей издалека, а они что – то задерживаются! А вот и они! Проходите, гости дорогие! Красному гостю – красное место!
В зал входят мальчик и девочка в русской народной одежде:
Вместе: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Мальчик: Я – Иванушка! Девочка: Я – Марьюшка!
Воспитатель: Откуда вы, Иванушка и Марьюшка?
Мальчик: Мы явились из древней Руси! Сейчас наша страна называется Россия!
Девочка: Простите за то, что мы задержались! Дело все в том, что мы наряжались! Одели такой вот красивый наряд, хотели порадовать милых ребят!
Воспитатель: Дети, посмотрите, как наряжены наши гости! Вам нравится? Это русские народные костюмы. Вы хотите узнать об истории этой одежды?
Дети садятся на лавку. Воспитатель показывает картинки, фотографии с изображением народного костюма и рассказывает про одежду.
Воспитатель: Народный костюм – неотъемлемая часть русской культуры. По костюму можно было определить, откуда человек родом, чем занимался, его семейное положение и обычаи. В стародавние времена основой русского костюма была рубаха. Рубахи украшались по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой, узорными вставками и тесьмой. У мужской рубахи застежка была сбоку и называлась такая рубаха – косоворотка. Косоворотку подвязывали поясом – кушаком. Мужские брюки – штаны – шили всегда одинаково. Они были неширокие, синего или черного цвета. Иногда выходные или праздничные штаны шили в полоску.
Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды тоже была рубаха. На рубаху надевали сарафан. В простых семьях сарафаны шили из грубого сукна, а в богатых – из шелка и парчи. Сарафаны украшали тесьмой, вышивкой, затейливыми пуговицами и застежками. На голове женщины носили кокошник. Праздничный костюм отличался от повседневного. Головной убор, рубаху и сарафан богато расшивали вышивкой, бисером, самоцветными камнями. Настоящее произведение искусства! Это была не просто вышивка, узоры, это и еще и оберег. Оберег – от слов оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей.
Воспитатель: Я приглашаю вас в небольшое путешествие! 1. «Библиотека».
Воспитатель: Мы отправляемся на экскурсию в библиотеку. В библиотеке сегодня выставка книг со сказками. Вы любите сказки? Вы узнали героев сказки? (ответы детей). Сказки придуманы народом очень - очень давно, поэтому современные художники, рисуя иллюстрации к сказкам, изображают героев сказок в той одежде, которую носили в стародавние времена.
Дети рассматривают иллюстрации к сказкам.
2. «Музей»
Воспитатель: Отправляемся в музей. Посмотрите, нас встречают народные куклы «Берегини». Таких кукол делали на Масленицу, наряжали их в традиционную русскую одежду (рубаха, сарафан, платок или кокошник). Одежду куклы украшали вышивкой, лентами. Считалось, что «Берегиня» хранит семью от бед, неприятностей.
3. «Картинная галерея»
Воспитатель: Мы пришли в картинную галерею. Посмотрите, здесь портреты русских красавиц в народной одежде. Эти портреты написали великие русские художники. (Читаю стих Владимира Садовника).
Русская красавица,
Как же хороша!
Счастьем улыбается
У тебя душа.
Русская красавица,
Нет тебя милей!
Ищут - зря стараются,
По земле по всей.
Мысли твои ясные
Миру не понять.
Ты - жена прекрасная,
И такая ж мать!
Ты - не вещь блестящая,
Кукла-манекен,
Душу настоящую Ближним даришь всем.
Сердце твоё чистое,
В нём корысти нет,
Очи же лучистые
Источают свет!
4. «Кинозал»
Воспитатель: Сейчас мы идем в кинозал. Рассаживайтесь удобнее и посмотрите на экран!
Показ презентации «Русский народный сарафан»
1 СЛАЙД «Русский народный сарафан» 2 СЛАЙД
Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что то означал:
3 СЛАЙД
Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
4 СЛАЙД
Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
5 СЛАЙД
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
6 СЛАЙД
Синий и голубой – цвет неба и воды. в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.
7 СЛАЙД
Белый – чистота, честность, преданность.
Воспитатель: - В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:
8 СЛАЙД
Крестик – огонь
9 СЛАЙД
Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей
10 СЛАЙД
Волнистая линия - вода
11 СЛАЙД
Цветок - радость
12 СЛАЙД
Круг - солнце
13 СЛАЙД
Воспитатель: - На Руси и стар и мал играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Хоровод – это круг, и солнце круг. Давайте встанем в круг и потанцуем.
Дети танцуют под русскую народную песню «Во кузнице».
5. «Мастерская художника»! Воспитатель: Отправляемся дальше! Мы пришли в художественную мастерскую Сегодня вы будете народными мастерами. Вы будете украшать сарафаны узором.
Показываю способ рисования элементов узора.
Какие формы, элементы можно использовать в узоре?
(Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки).
-Все эти элементы что – то обозначают.
-Как можно нарисовать силу воды? (Волнистой, прерывистой линией).
-Как изображали силу земли? (Точками, квадратами, ромбами).
-Что еще могли изображать на узоре? (Птичек – галочек, дерево – веточкой).
В процессе работы подхожу и спрашиваю у детей, что они рисуют, каким цветом и т. д.
Воспитатель: - Велика Россия - мать и талантлив наш народ.
Молва о Русских сарафанах на весь мир идет!
Молодцы ребята! Сарафаны получились на славу. Все разные и нарядные.
(сарафаны детей вывешиваются на выставку).