наталья гальцева
«Узоры народов Поволжья». Конспект НОД по рисованию в технике «восковые мелки по накрахмаленной ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
«Узоры народов Поволжья»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к обрядам и традициям народов населяющих Поволжье (Татар, Марийцев, Русских).
Задачи
Образовательные:
• Расширение представления детей об изделиях национального декоративно-прикладного искусства.
Публикация «„Узоры народов Поволжья“, Конспект НОД по рисованию в технике „восковые мелки по накрахмаленной ткани“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Восковые мелки. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
• Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «восковые мелки по накрахмаленной ткани».
Развивающие:
• Развивать творчество, фантазию, чувства ритма. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за собственную принадлежность к той или иной национальной культуре.
• Воспитывать уважение и интерес к традициям старинной национальной росписи, привычку работать аккуратно, неторопливо.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» в аспекте «Познание», «Физическое развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в аспектах «Рисование», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Методы и приё мы:
• Наглядные: показ движений, образец росписи, наглядность стендов с разноцветными платками.
• Словесные: вопросы воспитателя к детям, ответы детей, пение частушек, рассказ воспитателя, поощрение, показ, описание, словарная работа, беседа.
Предварительная работа
Познавательная:
• Чтение русской народной сказки : «Маша и Даша», «Платок нищего»;
• Разучивание подвижной игры «Русский платок», танца с платочками, частушек, пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
• Рассматривание платков в книгах и альбомах, иллюстраций национальных узоров в одежде и быту народов Поволжья (НОД «Народные росписи»).
• Изготовление трафаретов и использование их в технике ручной набивки, изготовление дидактической игры «Собери платок».
• Рассматривание репродукций художников: И. Грабаря, Федота Сычкова, И. С. Куликова, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова.
• Беседа о значимости платка для женщины в культуре разных народов.
Словарная:
- гжельская посуда;
- хохломская посуда и мебель;
- жостовский поднос;
- городецкая доска (разделочная);
- богородская игрушка;
- дымковская игрушка;
- бахрома;
- ручная набойка;
- резьба по дереву;
- кипень (кипельно - белый, белоснежный,
- символы народных орнаментов;
- мотивы, цвета национальных узоров.
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, столы, стулья, 4 стенда с образцами платков и элементами национальной одежды татар, марийцев, русский, восковые мелки (разных цветов, накрахмаленные отрезки ткани 25х25см, влажная салфетка (на каждого ребёнка).
Вед: Здравствуйте.
Я – Марья – искусница.
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу
Да былину расскажу!
Вы на ус все намотайте,
Былину рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Былое дарит нам сюрприз!
Эй, ребята проходите, мне в рассказе помогите.
(выходят дети, становятся по диагонали).
Эмоциональный настрой:
Здравствуй дружочек, здравствуй дружок,
Скорей становись со мною в кружок,
Друга зови и я позову, и руку ему протяну.
Здравствуйте наши ладошки- хлоп, хлоп,
Здравствуйте резвые ножки- топ, топ.
Эй, язычки, просыпайтесь-цок, цок.
Здравствуйте глазки- хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Вводный этап:
- Дети подходите!
Платки поглядите.
Один красный, другой синий,
А уж третий- то хорош,
Становитесь ка все в ряд,
Рассмотрите всё подряд.
(подвести детей к крайнему стенду у двери).
- Ребята сегодня мы поговорим о незаменимом для женщины элементе одежды, который и согревает, и украшает. О платке.
- Так что же такое платок?
Ответы детей: платок - древний головной убор всех женщин.
- Кому обязательно надлежало носить платок?
Ответы детей: замужние женщины обязаны были носить платки так, чтобы волосы не были видны.
- Только ли платок надевали на голову?
Ответы детей: поверх платка надевали различные головные уборы.
- Ребята, с чего же начинается любой национальный платок?
Ответы детей: подготавливался кипень.
- А что это такое, давайте вспомним?
Ответы детей: кипельно-белый, белоснежный кусок ткани.
- Как набирался узор на платке?
Ответы детей: существовала только ручная набойка.
- Посмотрите, что изображено на этом платке? (обращает внимание на свой наплечный платок)
Ответы детей: (цветы).
- Правильно. Цветы на лугу, в букете, на столе - что они нам несут, о чём говорят их нежные лепестки, гибкие стебли?
Ответы детей: Чудо природы, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Мы украшаем нашу жизнь цветами.
- Ребята, чем заканчивается узор на моем платке?
Ответы детей: бахромой.
- Предлагаю вспомнить, какие бывают платки по назначению?
- Платок, который надевался на праздник?
Ответы детей: Праздничный.
- Платок, который носился каждый день?
Ответы детей: Будничный или повседневный.
- Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека-это и есть задача искусства. Так и появились узоры.
Основная часть:
- Ребята, а какие национальности представляете вы?
Ответы детей: татары, русские, марийцы.
- А какие народы еще живут на берегу Волги?
Ответы детей: башкиры, чуваши, мордва, лезгины, армяне, немцы…
- Верно. Предлагаю рассаживаться за столы, где каждый из вас и составит свой национальный орнамент.
-Уважаемые гости, приглашаю желающих принять участие в росписи платков. (Участники садятся за столы)
- Кстати, дорогие взрослые, какие существуют основные мотивы национальных узоров и орнаментов?
Ответы: цветочно- растительные, зооморфные, геометрические.
-Отлично. У каждого на столах лежат образцы народных узоров.
Восковые мелки и кусочки кипня ждут своих мастеров.
- Ребята, рисуйте, дополняйте (пробуйте привносить свои собственные символы) и тогда ваш узор станет неповторимо-индивидуальным. Желаю творческой удачи! (Дети начинают рисовать).
Итоговая часть - рефлексия:
- Ребята, наша работа подходит к концу, давайте посмотрим на получившиеся платочки (поименно отметить каждого ребенка).
- Получившиеся платки, мы сделаем страницами альбома «Традиции и обряды народов Поволжья».
- А нашим дорогим гостям мы предлагаем взять получившиеся платки в подарок.