Кивиоглова Ольга Викторовна
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.
2. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.
3. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.
Публикация «Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе „Государственные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
4. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
5. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.
Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.
Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).
- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…
Воспитатель :
- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?
(Ответы детей).
- А какие страны вы знаете?
(Ответы детей).
- Давайте вспомним жителей разных стран.
Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»
Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Воспитатель : Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т. д.
- Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?
Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Ход игры:
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Дидактическая игра «Собери герб»
Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей).
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей).
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.
Приложение к конспекту
Физкультминутка
Мы разминку начинаем
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх
Отдохнём спина у всех.
Начинаем приседанья 1, 2, 3, 4, 5
А теперь 3 раза нужно,
Как лягушки проскакать
(Повтор первых 4 строк).
Источник Т. А. "Шомахова "Наша Родина Россия"
Дошкольная Педагогика №3 2015 г.