Юлия Пасько
Конспект НОД по грамоте «Звуки, слоги и слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Закрепить звуковой анализ слова, развивать связную речь и словарный запас детей.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о протяжённости слов, твёрдости - мягкости согласных звуков, словах - антонимах, парных согласных звуков.
Развивающие: развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект НОД по грамоте „Звуки, слоги и слова“» размещена в разделах
- способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
Воспитательные: воспитывать у детей желание помогать друг другу, умение работать в парах.
Словарная работа : Чёрный-белый, тонкий-толстый, сухой-мокрый, старый-молодой, большой-маленький и т. д.
Предварительная работа: дидактические и речевые игры, чистоговорки, чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа: чёткое проговаривание слов.
Демонстрационный материал: мольберт, дерево с листочками, «волшебная палочка», схематическое изображение большого и маленького человечка.
Раздаточный материал: сюжетные картинки для каждого ребёнка, фишки, карточки с противоположным значением.
Ход педагогического мероприятия:
Организационный момент: «Ребята, мы целый год с вами усердно трудились, учились правильно произносить звуки, подбирать слова. А сегодня вспомним всё то, что знаем»
Основная часть: Воспитатель: «Обратите внимание, в нашей группе появилось волшебное дерево с весенними листочками, но листочки не простые, а с заданиями. Хотите выполнить их и показать чему научились?». Ответы детей. «А когда выполните все задания, то узнаете, какой сюрприз вас ожидает».
«Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо,
Вспомним обязательно, всё, что учили на занятиях».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, из чего состоят слова?». Ответы детей. (Из звуков).
Воспитатель снимает первый листочек с заданием.
1 задание: Дидактическая игра: «Назови мягкую пару». Воспитатель: «Я назову каждому ребёнку звук, а он назовёт его мягкую пару». Обратить внимание на чёткое проговаривание звуков.
2 задание: Дидактическое упражнение «Сколько слогов?»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, слова по своей протяжённости одинаковые или разные?». Подвести детей к выводу, что слова бывают длинные и короткие. Воспитатель: «А с помощью чего мы определяем протяжённость слов?»
Дети: «С помощью хлопков»
Воспитатель: «Правильно, молодцы. Сейчас и узнаем, справитесь ли вы с моим новым заданием?» У каждого ребёнка – предметная картинка, ребёнок называет своё слово, «прохлопывает» его, называет количество слогов в данном слове и берёт себе то количество фишек, сколько слогов в слове. Обращаю внимание на индивидуальную работу с затрудняющимися детьми.
Динамическая пауза: Дидактическая игра «Слова-антонимы» («Скажи наоборот»)
Под музыку дети бегают врассыпную по ковру с карточками в руках. По сигналу ребята должны найти свою карточку-пару с противоположным значением. (Игра проводится 2 раза со сменой карточек).
3 задание: Дидактическое упражнение «Твёрдый - мягкий».
Воспитатель: «А сейчас проверим, умеете ли вы определять твёрдость или мягкость звуков в словах». Дети получают по предметной картинке, определяют первый звук в слове, затем твёрдость – мягкость этого звука. Свои картинки крепят к схематическому изображению большого или маленького человечков.
4 задание: Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
Маша нарисовать красивый рисунок.
На окне идёт дождь.
Заключительная часть: Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, красиво, чётко произносить слова, звуки, предложения это важно в речи каждого человека?». Ответы детей.
Рефлексия: Передавая «волшебную палочку» каждому ребёнку, воспитатель выясняет, что ему понравилось сегодня, что узнал нового. Воспитатель: «Вы большие молодцы, вы показали свои знания, хорошо справлялись с заданиями, работали в парах. Спасибо вам за это». Угощаю детей конфетами.