Ирина Андрияхина
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
(образовательная область «Познавательное развитие»)
«Путешествие в страну «Математика».
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.
- Закрепить представления детей о месте числа в числовом ряду.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Путешествие в страну „Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать формировать знания детей о знаках «<»и«>», упражняя в сравнении чисел в пределах десяти.
- Совершенствовать навык сравнения по количеству на основе счета, закрепить понимание и правильное употребление понятий: больше, меньше, поровну.
- Закрепить знания детей о четырехугольниках и умение использовать в речи геометрические термины: сторона, угол, точка, линия.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Развивающие:
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосно-вать свои суждения.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
- Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Форма организации: групповая
Материал :
Корабль с мачтой и флажками, якорь, шары 10 штук (5 больших, 5 маленьких). Таблицы для игр «Цифры заблудились», «Поставь знаки «>» и «<».
Математические палочки, 2 набора игры «Танграм», цветы-загадки (7 шт., матросская форма для юнги.
Записи на магнитофоне: «Шум моря», голоса волшебников.
Ход НОД:
Капитан (воспитатель) : Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Сегодня я при-глашаю вас отправиться в путешествие по стране «Математика». Вы хотите там побывать? (Ответы детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели - волшебники. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (На мольберте лист бумаги с точками).
Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, последнюю точку соединим с цифрами 3 и 4, а цифру 1 с 3.
(Дети выполняют задание)
Что же у нас получилось? (Ответы детей).
На этом корабле мы с вами и поплывем в страну «Математика».
(У мачты с флажками встает ребенок, на нем бескозырка, матросский воротник).
Капитан: Матрос Никита Жаров, поднять флажки!
Никита: Есть поднять флажки! Товарищ капитан, корабль к отплытию готов/
Капитан: Разрешаю принять гостей на борт корабля. /Дети садятся на корабль/. Поднять якорь!
Никита: Есть поднять якорь!
Капитан: Песню запевай! /Дети исполняют припев песни/.
Капитан: Дети, посмотрите, земля. Приглашаю к берегу. Спустить якорь.
Никита: Есть спустить якорь!
Капитан: Мы приплыли на остров «Разгадайки»/Дети выходят из корабля /. Посмотрите, здесь очень красиво.
/Голос волшебника в магнитофонной записи/
- Здравствуйте, дети! Я волшебник, хозяин острова «Разгадайка». Добро пожаловать на мой остров!
(Дети осматривают остров, находят цветы, на которых написаны загадки.)
Капитан читает загадки, а дети отгадывают.
1. Танцует крошка, а всего одна ножка. (Юла)
2. Два брата, через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
3. На четырех ногах стою. Ходить же вовсе не могу. На мне ты станешь отдыхать, когда уста-нешь ты гулять. (Стул)
4. Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка)
5. Нас 7 братьев, летами все равны, а именами разные. (Дни недели)
Капитан: Дети, назовите всех этих братцев по порядку. (ответы детей).
Молодцы, ребята, с загадками вы справились. А теперь ответьте на вопросы волшебника остро-ва. (Дети садятся на полянку).
1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько огней у светофора?
4. Сколько времен года?
5. Сколько цветов у радуги?
6. Сколько пальцев у перчатки? (Ответы детей).
Капитан: Молодцы, правильно ответили на все вопросы волшебника острова «Разгадайка».
А теперь отправимся дальше (Дети садятся на корабль, звучит «шум волн»).
Капитан: Мы подплываем к острову «Геометрический». (Выходяn из корабля).
Голос хозяйки острова: Здравствуйте, ребята! С вами говорит хозяйка острова «Геометриче-ский». Попасть на мой остров вы сможете, если выполните задания:
1). Какие вы видите здесь фигуры? (Капитан открывает конверт №1 с заданиями, вытаскивает лист, на котором изображены фигуры).
Сколько фигур?
1 ромб 2 квадрата
4 треугольника 4 треугольника
2. Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить четырехугольник?
(Ответь детей - четыре).
Возьмите палочки и выложите четырехугольник? (Дети выкладывают разные четырехугольники)
Капитан: Дети, что вы выложили из палочек? (ответы детей - четырехугольники).
А какие четырехугольники вы выложили? ( ответы детей: квадрат, ромб, трапеция, прямоуголь-ник).
Капитан: А почему эти фигуры можно назвать четырехугольниками? ( Ответь детей: все эти фигуры имеют по 4 угла).
Голос хозяйки острова: Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили мои задания. Добро пожа-ловать на мой остров «Геометрический». Дети, вы должны мне помочь. Мои друзья попали в беду, они ждут помощи. Возьмите пакет №2 вскройте его, и вы узнаете, что вам надо сделать.
1 Задание
Я веселая лиса
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка так вертелась
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор:
Получился - Мухомор!
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите.
2 Задание
Я веселый белый гусь
Ничего я не боюсь! Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки.
Собирал меня енот -
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите.
(Дети делятся на две команды и складывают изображение лисы и гуся из деталей игры «Танграм»).
Капитан: Молодцы, что не ленились. Хорошо вы потрудились!
Игра «Лиса и гусь»
Капитан: Прочь прогоним лень и грусть
С нами здесь лиса и гусь.
Шею тянет, тянет гусь. Дети наклоняются, вытягивают
шею, руки за спиной
Дети: Гусь, тебя я не боюсь! Дети грозят гусю рукой
А лиса хвостом виляет, Повороты туловища направо и налево.
След лисичка заметает.
Мы по следу все пойдем Шагают друг за другом
Под пеньком лису найдем.
Лиса ловит детей, а они убегают от лисы.
Капитан: Вот и кончилась игра, на корабль нам пора.
Голос хозяйки острова: Спасибо вам за помощь, друзья! До свидания! Попутного вам ветра!
Капитан: Дети, впереди у нас еще один остров «Удивительных чисел». На этом острове живут незнайка и Ириска. Они всегда спорят. Смотрите. А вот и они. Опять что-то не поделили.
(Незнайка и Ириска прогуливаются по острову с шарами и спорят).
Ириска: Правда, Незнайка, у нас красивые шары?
Незнайка: Правда. Очень красивые, да только у меня их больше, а у тебя, Ириска - меньше.
Ириска: Да нет же, не меньше, а столько же.
Незнайка: Ну да, у тебя вот (показывает на шары Ириски) меньшего размера, а у меня во-о-о-от сколько (показывает на свои шары).
Ириска: Нет, у нас шаров поровну!
Незнайка: (увидел корабль) Ириска, смотри, к нам ребята в гости приплыли. Сейчас они решат наш спор. (Дети выходят из корабля и здороваются с героями).
Капитан: Незнайка, о чем ваш спор?
Незнайка: Я говорю, что шаров у меня больше, а у Ириски меньше.
Ириска: (сердится, топает ногами) Нет, нет, нет!
Капитан: Дети, прав ли Незнайка? Как узнать, поровну ли у них шаров? (Ответы детей - надо посчитать шары у каждого).
Капитан: Давайте посчитаем! Незнайка поднимает вверх по одному шару, а дети считают: 1,2,3,4,5.
Ириска проделывают то же, дети считают: 1,2,3,4,5.
Капитан: Дети, что мы можем сказать о количестве шаров у Незнайки и у Ириски ( Ответы де-тей: шаров у Незнайки и Ириски поровну;
у Незнайки и Ириски по 5 шаров; шаров у Незнайки столько же, сколько у Ириски)
Капитан: А почему Незнайка думал, что у него шаров больше, чем у Ириски?
Дети: Потому что у Незнайки шары большего размера.
Незнайка: Спасибо, ребята! Вы правильно посчитали и я все понял.
Ириска: Ребята, а вы поможете нам еще. Найдите ошибку в ряде чисел 1 2 3 5 6 4 7 9 8 10. (Дети исправляют ошибку)
Капитан: Кто хочет посчитать обратно, от 10 до 1 (дети считают несколько раз по одному ре-бенку).
Капитан: Молодцы, ребята, а теперь давайте покажем Ириске и Незнайке, что вы еще знаете. Сравните числа и расставьте правильно знаки «>» и «<».
1 2 5 6 8 7
4 3 2 3 7 9
Дети расставляют знаки «<» и «>» между числами.
Ириска и Незнайка: Молодцы, ребята, мы тоже будем стараться и всему этому научимся.
Капитан: Пришло время прощаться с Незнайкой и Ириской и со страной Математикой (Не-знайка и Ириска уходят, прощаясь).
Капитан: Дети, интересно вам было в стране «Математике»? А на каком острове вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Давайте подарим стране «Математике» веселую песенку.
(Дети исполняют песню «Математика — наука интересная»)
Капитан: Пора нам в обратный путь. (Дети садятся на корабль, звучит шум моря - в записи).
Капитан: «Сколько чудесного можно узнать,
Если уметь вычитать, умножать,
Складывать, сравнивать, строить, делить.
Всем с математикой нужно дружить.
Знаю, что это наука сложна,
Но в жизни вам, дети, поможет она!»
Капитан: Вот мы, дети, снова в детском саду. (Дети выходят из корабля).
Наше путешествие закончено. Оно вам понравилось? Что вам больше всего в нём запомни-лось? (Ответы детей). Вы были внимательными, активными справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие надолго запомнится вам и вы будете с нетерпением ждать новых приключений. А сейчас пришло время вернуться в группу.