Татьяна Ширяева
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Цель: познакомить детей со старинными мерами длины, побуждать интерес к истории своей страны и ее традициям.
Образовательные:
• Познакомить детей со старинными мерами длины, существовавшими в Древней Руси (вершок, локоть, пядь, сажень, шаг, верста);
• Учить измерять предметы с помощью пяди и локтя;
• Совершенствовать умение различать геометрические фигуры.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя (вправо, влево, вперед);
• Закрепить количественный счет до 10 и обратно.
• Закрепить правила безопасности при пожаре, правила поведения в лесу.
Развивающие:
• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей,
• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща
Воспитывать желание слушать музыку различных жанров.
Дидактический материал: штурвал, карточки с геометрическими фигурами и эмблемы на стульях с такими же геометрическими фигурами, макет пня, леса, деревянные палочки для постройки дом, огнетушитель, линейка, метр.
Раздаточный материал: карточки с изображением елочек, веревки длиной в 1 локоть.
Игровая ситуация: путешествие на корабле в прошлое.
Ход занятия.
Заранее построен корабль, расставлены стулья для пассажиров.
Под музыку И. Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта» дети заходят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый.
Я приглашаю вас, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
В мир путешествий!
-Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответ детей «Да!»
-А как называют таких людей?
-Путешественники, их всегда ожидают удивительные и интересные приключения. (Посмотрите на экран). Это портреты великих первооткрывателей и корабли, на которых они плавали.
И мы сегодня с вами отправимся путешествовать на корабле в прошлое (посмотрите на карту) к нашим предкам, заселявшим Древнюю Русь. Как их называли?
- Славяне или русичи.
Для путешествия необходима сила, ловкость, смекалка и поэтому нужно потренироваться.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Сядем мы в поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу
В поезде много веселых ребят. подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Дети рассаживаются в заранее построенный корабль согласно карточкам (купленным билетам) и геометрическим фигурам на стульях. Проверяется правильность посадки пассажиров. Капитан объявляет об отправлении.
Звучит музыка шума прибоя и крика чаек.
Ребята, скажите, какие меры безопасности нужно соблюдать в пути.
Дети отвечают, что быть внимательным с огнем, чтобы не было пожара, не играть со спичками. В случае пожара использовать огнетушитель (показывает детям, не прятаться в укромных местах, ведь можно погибнуть от дыма.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
-Что это? (слайд пещера древнего человека)
-Правильно, как вы думаете, как древний человек находил себе пещеру? Чем он руководствовался?
-Он должен был в соответствии с ростом подобрать пещеру
А это жилище русича, который тоже должен был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение (слайд)
В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то и при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения. Самой маленькой мерой длины бел вершок (слайд). Недаром говорят: «От горшка два вершка», значит очень маленький. Древнейшими мерами длины являются локоть и пядь. Локтем измеряли веревку в мотке, ткань, окна при строительстве домов. Пядью мерили высоту снежного покрова, кирпичи.
Слайд: большие расстояния мерили шагами, верстами. Об очень высоком человеке говорили «коломенская верста». Какого литературного героя можно назвать коломенской верстой? (Дядю Степу).
Посмотрите, что-то виднеется вдали? Да, это лес. Мы причаливаем к берегу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Правильно, не шуметь, не кричать, чтобы не спугнуть птиц и животных не бросать мусор, не разводить костры. Словом, беречь природу.
Далее капитан причаливает к берегу.
Игровое упражнение «Измерь локтем и пядью»
Каждому ребенку раздать веревку(1 локоть, показать, как мерить с помощью локтя. Затем раздаются карточки с изображением елочек, задание: измерить высоту елочек пядью.
Воспитатель подводит детей к выводу, что результаты измерения у детей и воспитателя разные, так как разные длины локтя и руки, поэтому измерения не точные.
Посмотрите, ребята, кто-то здесь ходил, какие большие следы. Это же богатырь! На Руси было много богатырей, которые защищали свою землю от врагов.
Физкультминутка «Богатырь».
Богатырь – вот он каков:
Он силен, он здоров, (показывают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (показывает)
Зорко – зорко наблюдал, (подносит руку ко лбу, глядя вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (поднимает руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (руки на пояс).
Игровое упражнение «Измерь расстояние шагами».
Посмотрите, богатырь нам оставил задание - нужно узнать какое расстояние в шагах от пня до елочки. Воспитатель показывает, что мерить нужно по прямой и подводит к выводу, что у всех разные результаты потому, что шаги разные по длине. Поэтому было очень неудобно пользоваться такими мерами, потом стали измерять длину общепринятыми мерами: метром, сантиметром. Воспитатель показывает метр, линейку и спрашивает, что можно измерить метром. Ответы детей. А линейкой? Затем дети делают вывод, что длинные предметы лучше измерять метром, а короткие линейкой, сантиметром.
Игровое упражнение «Построим дом для русичей»
Второе задание богатыря.
Воспитатель предлагает построить дом по образцу из деревянных палок, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону. Две команды (мальчиков и девочек) строят дома, один ребенок в каждой группе перекладывает две палочки. Проверяется правильность выполнения задания на слайде.
Воспитатель обобщает, что дети познакомились со старинными мерами длины (локоть, пядь, шаг, современными мерами метром и сантиметром. Чтобы вернуться домой, нужно произнести волшебный счет. Дети считают до 10 и обратно.
-Молодцы! Пора возвращаться домой!
Далее все отправляются на корабль и уплывают. Звучит музыка М. Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта». Воспитатель оценивает выполнение задания детей. Путешествие закончено.