Ирина Янгуатова
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с часами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с часами»
Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с понятием Время и способами его измерения.
Задачи:
1. Образовательные: Дать детям представление о том, как измеряется время
Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве,на листе бумаги.
Закрепить, порядковый и количественный счёт, знания детей о цифрах, геометрических фигурах, величине.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Знакомство с часами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
2. Развивающие: Развивать зрительную память, умение аргументировать свои высказывания.
Развивать речь, умение образовывать из существительных прилагательные
3. Воспитательные: Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать познавательный интерес к математике.
Словарная работа: карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные; стрелки - минутная, часовая; циферблат.
Индивидуальная работа: повторение частей суток.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка; различные виды часов: наручные, настенные, песочные, электронные, песочные; циферблаты различной геометрической формы; циферблаты пустые для заполнения цифрами, фломастеры; цифры.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! За руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Молодцы!
Вступительная часть
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришел Незнайка. Он все время опаздывает. Вот и сегодня, он чуть не опоздал к нам на занятие. Мне пришлось ему напомнить, что опаздывать не хорошо. Это говорит о неорганизованности. Поэтому сегодня я решила рассказать вам и нашему гостю о времени. Садитесь и слушайте. Дети садятся на ковер вокруг игрушки Незнайки.
- Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и готовили еду на костре, они заметили, что светло становится, когда солнышко появляется на небе, оно медленно поднимается и чем выше оно над головой, тем светлее и теплее становится. Чем ниже спускается солнышко, тем темнее становится. На небе появляются звезды. Древнему человеку это было важно, потому, что когда светло и тепло – он мог охотиться, а когда темнело – ему хотелось спать. Древний человек догадался, что светлые и темные периоды можно измерять. Он придумал изобретение, которым мы пользуемся до сих пор.
- Дети, сегодня у нас будет интересное занятие, а какое и о чём мы будем говорить дальше, вы узнаете, когда отгадаете загадку, которую загадаю я:
«Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать»
(Часы)
- Правильно. Это часы. Первые часы были солнечные. Люди узнавали время по направлению тени от какого – то предмета. Недостатком их было то, что когда солнышко было закрыто тучами, часы не работали. Время шло, люди становились все умнее и придумывали все более совершенные часы
- Посмотрите, сколько здесь много разных часов. Что вы знаете и можете рассказать о часах? Обратите внимание на их величину, форму, материал из которого они сделаны. Одинаковые ли они?
Дети все эти часы обычно стоят на шкафу, на полочке,на столе? И их называют настольные, но часы бывают и другие.
-А теперь, послушайте, что за часы? Они меньше других у них есть ремешок или браслет? Их носят на руке, значит они какие… (наручные)
-Посмотрите, а у нас в группе тоже есть часы (показать рукой)Они где расположены (на стене). Значит, как мы про них скажем, какие они? (настенные)
- А вот эти часы стоят на полу. Значит, их как мы про них можем сказать? (напольные)
- А еще какие вы знаете часы? (песочные, электронные)
- Молодцы!
Основная часть
- Давайте внимательно рассмотрим часы. Что есть у часов? У всех часов есть стрелки. Что вы можете о них сказать? Одна стрелка короткая, она показывает который час. Если она показывает часы, значит она какая? (часовая).
Вторая –длинная и показывает минуты, значит она какая? (минутная)
У всех часов есть циферблат, на котором написаны цифры.
- Циферблат -слово непростое. Это-круг с цифрами называется циферблат (повторите это слово)
- Давайте поучимся его правильно произносить.
- Повторите девочки, на чём написаны цифры в часах? (циферблат)
- Теперь мальчики повторят. (циферблат)
- Для следующего задания я предлагаю разделиться на команды. Я покажу цифру столько детей должно быть в ваших командах, но в командах должны быть и мальчики, и девочки. (Команды должны расположиться на ковре так, чтобы не мешать друг другу). Каждой команде я раздам круги их надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Чтобы правильно разложить цифры нужно выполнить правило: у всех часов на земле вверху всегда располагается число 12, которое изображается цифрами один и два. В нижней части круга располагается число 6 (шесть часов). Справа цифра 3, слева 9. Остальные цифры располагаются между ними по порядку. Приступайте к заданию. Скажите, какие цифры вы расположили между числом 3 и 6? Между 9 и 12? - Все справились, молодцы.
- А еще у часов есть стрелки. Одна – маленькая и толстая. Она называется часовая. Она толстая и неуклюжая. Двигается медленно. За целый час она переходит то одной цифры к другой. Вторая стрелка – длинная. Она называется минутная. Она движется быстрее. За час успевает сделать целый круг. 1 час – это целых 6о минут.
- Ребята, а как вы думаете, 1 минута – это много, или мало?
Физ. минутка:
Давайте мы с вами минутку поиграем. (Дети проходят на ковер)
Упражнение «Что делают часы?»
Говорят: часы стоят. (стоят, опустив руки)
Говорят: часы спешат. (быстрый шаг на месте)
Говорят: часы идут. (умеренный шаг на месте)
Но немножко отстают (замедляют движение шага)
Мы смотрели с Гришей вместе, (рука под козырек, повороты головы направо, налево сопровождаются взглядом)
А часы висят на месте. (руки вытягиваются вперед ладонями вверх, показывают на часы)
А теперь замрите и минутку помолчим. Игра «Молчанка» (показываю песочные часы на 1 минуту)
Если мы играем, то минута – это мало, а если ничего не делаем, кажется, много и долго.
- А теперь, садитесь за столы.
Пальчиковая гимнастика
Жили братья – не тужили.
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдешь
Здравствуй братец, как живешь?
- Дети у всех часов стрелки двигаются с разной скоростью. Посмотрите на часы. Пока минутная стрелка двигается по кругу и обойдёт один круг, часовая передвинется от одного числа к другому, значит прошёл один час. Чтобы узнать, который час, нужно посмотреть и на маленькую стрелочку и на большую. Например, часовая стрелка стоит на 2, а минутная на 12 и говорят, сейчас ровно два часа.
- Дети на столах у вас лежат часы, но они без циферблата, а еще циферблаты разной геометрической формы, какие геометрические фигуры вы знаете? (молодцы). Циферблат вы будете рисовать сами. Вспомните правило, как рисовать и располагать цифры.
Заключительная часть
- Ну вот, наши часы готовы. Незнайка, забирай наши подарки, и больше никуда не опаздывай.
- А теперь, я предлагаю Вам вспомнить, сколько стрелок у часов, как они называются? (Часовая и минутная)
- Часовая стрелка 2 раза обошла циферблат часов. Это значит, что прошли (Сутки)
- Из каких частей состоят сутки? (ночь, утро, день, вечер)
- Минутная стрелка обходит круг циферблата за(1 час).
- Какие часы помогают нам не проспать утором в детский сад, а родителям на работу? (Будильник)
- Вот сколько интересного сегодня узнал наш Незнайка.
Итог занятия, мотивация на будущую деятельность
- Дети, интересное сегодня было занятие. Что вы расскажите своим родителям о часах. Какие бывают часы? Как устроены часы? Так для чего нужны часы?
А в следующий раз, мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в школу.