Гузалия Мамышева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение массы»
Цель:
1. Уточнить представление о массе предметов, способе сравнения предметов по массе с помощью весов;
2. Познакомить с общепринятой единицей измерения массы - килограмм;
3. Закрепить умение сравнивать числа на основе порядка их следования в числовом ряду. Составлять и решать простейшие задачи. При вычислениях пользоваться счетными палочками;
4. Формировать опыт формирования простейших умозаключений, самопроверки по образцу.
Материал к занятию:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Измерение массы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Д: изображения весов, изображение белого гриба, шишек, желудей, белка, ежа, карточки с числами от 1 до 10, гиря 1 кг., чашечные весы, 2 пакета с солью. В каждом пакете по 1 кг соли.
Р. : - простой и цветные карандаши, тетради, счетные палочки.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
Дети собираются вокруг воспитателя.
- Ходили вы когда -нибудь за грибами?
-Знаете ли вы, как правильно собирать грибы?
-Известно ли вам, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие- нет?
В. : - В одном лесу жили два друга- белка и еж, которые были заядлыми грибниками. Сегодня зверушки нашли по одному грибу и тут же начали спорить, чей гриб тяжелее.
- Хотите научить зверей спорить правильно, т. е. делать так, чтобы сразу становилось понятно, кто прав?
2. Актуализация знаний
- В. : - Как узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашку весов положить один гриб, на другую- второй гриб. Если чашки будут в равновесии. То грибы имеют одинаковую массу.)
Воспитатель помещает на доску изображения чашек весов и кладет на них грибы.
-Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находится равновесии.)
В. : - Забрали белка и еж свои грибы, пошли домой. А дома решили еще раз их взвесить. Еж положил на весы гриб и 3 шишки.
- Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)
-Белка на одну чашу весов положил свой гриб (воспитатель помещает изображение гриба на одну чашу, на вторую – 5 желудей.
-Чему равна масса гриба у белки? (Она равна 5 желудям.)
Воспитатель помещает на доску карточки с числами 3 и 5.
-Звонит белка ежу и говорит, что его гриб тяжелее, потому что у него получилось число 5, а у ежа – только 3.
-Кто из них прав?
Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого – другими, а сравнивать можно только пользуясь одинаковыми мерками.
2.2. Игра «Деление на команды»
В. :- Белка и еж собрали очень много грибов и просят детей рассказать. Что можно приготовить из грибов.
-Зверушки решили засолить грибы на зиму. Хотите помочь белке и ежу в засолке грибов? Для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая- белке.
Дети выполняют задание самостоятельно.
В. : -Докажите, что ваша команды равны по количеству.
-На сколько человек одна команда больше другой?
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игра «Запасы на зиму»
Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся весы, а также картинка с изображением белки (ежа) и пакет с солью (1 кг.)
В. : - Еж и белка собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.
-Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью купили друзья? (Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чашки весов.)
-Но еж и белка живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.
Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.
-Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты с солью по массе? (Одинаковыми)
-Знаете ли вы такую мерку?
-Что вам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, какой меркой можно пользоваться для того, чтобы сравнивать по массе различные предметы).
4. Открытие нового знания
В. : -Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу)
-Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?
Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм. Показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую – пакет с солью. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса соли равна 1 кг.
Каждая команда взвешивает свой пакет.
В. : -Чему равна масса соли в вашем пакете? И в другом пакете? (Масса соли одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 4(2)
№1. С. 45.
«С помощью знаков сравни по массе орехи и грибы»
Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 45.
В. : -Как вы думаете, что собирал для белки еж, а что собирала сама белка? (Еж собирал грибы, а белка – орехи.)
Воспитатель предлагает детям сравнить массу грибов и орехов. (Масса грибов больше, потому что она равна 2 кг., а масса орехов 1 кг.) Дети ставят нужный знак.
5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 4(2)
№3. с. 46.
«Найди массу зверушек. Посади всех зверушек на качели так, чтобы качели были в равновесии».
В. : Когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться гирями для измерения массы, то все решили взвеситься.
- Какие гири уравновешивают ежа? (Гири в 1 кг и 2 кг)
-Сколько всего килограммов весит еж, какова масса ежа?
Дети проговаривают. А затем записывают:
1 кг +2кг=3кг
-Поставьте вопрос о массе зайца.
Дети: «Зайца уравновешивают гири в 1 кг, 1кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит заяц, т. е. какова масса зайца?»
В. : - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сложить 1кг, 1кг и 2кг.)
Дети записывают в тетрадях:
1 кг+1кг+2кг=
-Сколько килограммов весит заяц (4 кг.) Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
-Придумайте задачу про лисенка.
Дети: «Лисенка уравновешивают гири в 2кг, 2кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит лисенок?»
-Решите задачу.
Дети проговаривают. А затем записывают:
2кг+2кг+2кг=
Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
В. : -Найдите массу медвежонка самостоятельно.
Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
В. : - Звери устроили на лесной поляне качели. В каком случае зверушки смогут покачаться на качелях? (Если с одной и другой стороны качелей масса сидящих будет одинаковой.)
В. : - На одну сторону качели уже сел лисенок, предлагаю рядом посадить ежонка. Какова будет масса лисенка и ежонка вместе?
Дети производят вычисления с помощью счетных палочек. (Их масса будет равна 9 кг.) Воспитатель записывает на доске.
-Кто сядет на другую сторону качелей?
Дети самостоятельно перебирают варианты посадки зверей на качели.
В. : -Кого вы посадите на одну сторону качелей? (Ежа и медведя.)
Дети проводят ниточки от ежа и медведя к одной стороне качелей.
-Чему равна их общая масса? (3кг + 7кг = 10кг.)
Дети записывают равенство в клетках под качелями.
-Кого вы посадите на другую сторону качелей? (Зайца и лису.)
Дети проводят ниточки от зайца и лисы к другой стороне качелей.
-Чему равна их общая масса? (4кг + 6кг = 10кг)
Дети записывают равенство в клетках под качелями. Для проверки воспитатель записывает равенство на доске.
Звери благодарят детей за помощь.
6. Итог занятия.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому смогли помочь?
-Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?