Получи документы

Конспект НОД по ФЭМП «Королевство Шахмат» в подготовительной группе

Диана Сурхаева
Конспект НОД по ФЭМП «Королевство Шахмат» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель НОД: Учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.

Задачи:

Образовательные:

-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

-Учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Королевство Шахмат“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-Учить читать простейшую графическую информацию обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево. Снизу вверх, сверху вниз;

-Устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

-Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками.

-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

-воспитывать отзывчивость,

- Вызвать интерес к игре шахматы.

- устойчивое внимание.

Технические средства :проектор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр.

Оборудование: ИКТ – мультимедийная презентация,разные виды шахмат.

Ход НОД:

Организационный момент:

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие?

Как вы догадались, что о шахматах? (ответы детей)

- А кто из вас знает, когда и где появилась игра Шахматы? (ответы детей)

- Родиной шахмат считается Индия. Слово «шахматы» состоит из двух слов. Что же обозначает второе слово?

- В переводе с арабского языка «Мат» означает конец.

- А в Россию эту игру привезли торговцы и купцы много веков назад.

- Ребята, вы любите путешествовать, играть, соревноваться, отгадывать загадки?

- Да!

- Тогда отгадайте мою первую загадку:

На квадратиках доски,

Короли свели полки.

Нет для боя у полков,

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон,

Ладья без вёсел, без хобота слон.

Конь без копыт, седла и уздечки.

А рядовые – не человечки.

Работа с интерактивной доской

Перед вами шахматное королевство, но что такое, как же нам путешествовать? Кто-то все названия улиц перепутал. Я кажется знаю кто нам пытается помешать.

Чтобы нам не заблудиться в нашем городе, его разделили на улицы, домам присвоили номера.

В шахматном королевстве тоже есть свои улицы и номера, для того чтобы не заблудиться нам и шахматным фигурам в королевстве. Ребята давайте попробуем восстановить названия улиц шахматного королевства.

Как называются улицы шахматного королевства (вертикалями и горизонталями). Вертикали называют.? (английскими буквами) Горизонтали называют.? (цифрами)

Работа у доски – вызываются 2 ребенка – один расставляет цифры, другой буквы. Молодцы теперь никто в шахматном королевстве не заблудится.

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг, в каком мы королевстве находимся?

Дети: Шахматном.

Воспитатель: Ребята, а здесь ворота, и они закрыты. Посмотрите на экран и скажите, что здесь необычного?

Дети: Цифры расположены на шахматном поле, они стоят не по порядку.

Воспитатель: Для того чтобы отправится дальше мы должны помочь цифрам они перепутались.

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да

Воспитатель: Саид показывает, а мы хором считаем от1 до 20. А теперь Патюля показывает, а мы считаем в обратном порядке.

Дети: дети считают.

Воспитатель: Как вы считаете, можно ли выполнять математические задания с помощью шахмат.

Ответы детей:

Воспитатель: А хотите попробовать?

Ответы детей:

- Но для начала, давайте проверим, хорошо ли вы знакомы с шахматными фигурами :

Загадки о шахматных фигурах :

Я бываю деревянный,

Из пластмассы — я литой.

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой? Ответ: Шахматный конь

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно И берёт наискосок?

Ну конечно, это -… (Пешка)

Быть особо защищённым – У него такая роль,

Это правило резонно, Потому что он -… (Король)

Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

- Молодцы ребята! Загадки отгадали на отлично

Воспитатель : Игра в шахматы предполагает игру в паре. Поэтому нам нужно разбиться на пары. Один из вас будет работать с белыми фигурами, а другой с черными. Пары будут работать с разными видами шахмат.

Воспитатель: 1. Задание: Правильно расставьте шахматные фигуры на шахматной доске.

Дети выставляют шахматные фигуры на шахматной доске.

Воспитатель: Проверьте друг друга.

Дети: расставляют фигуры.

Воспитатель: Перед вами королевство белых и черных фигур. Внимательно посмотрите на свое королевство шахматных фигур.

1. Сколько всего фигур в белом, сколько в черном королевстве? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель: Если их сравнить по количеству, что можно сказать их по сколько?

Ответы детей

Воспитатель: В шахматном королевстве пешки- это солдаты. Сколько их? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель: А король и его свита- главные жители королевства. Сколько их? Посчитайте. покажите ответ.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель: Пешек по отношению к главным жителям королевства : больше, меньше или поровну?

Ответы детей

Воспитатель А сейчас будем работать с главными жителями королевства. Уберите с поля пешки.

Каких фигур меньше всего? Назовите их.

Дети: король и ферзь

Воспитатель: По сколько их? - по одному или много?

Дети: поровну

Воспитатель: Каких фигур больше? Поскольку их?

Дети: по 2

Воспитатель: Или по-другому…

Дети: поровну

Воспитатель: Молодцы! Пожалуйста уберите фигуры с доски

Дети: убирают фигуры с доски.

Воспитатель: Как вы думаете, а задачи можно решать с помощью шахматных фигур?

Ответы детей

Воспитатель: Внимание! Кто работает с белыми фигурами, поднимите руку. Вы выставляете шахматные фигуры на доске.

А кто с черными фигурами, работают с цифрами! Решение задачи выкладывает с помощью цифр на столе.

1. На поле выпустили всех шахматных животных

Сколько фигур вы поставили на поле.

Ответы детей

Воспитатель: Какие это фигуры?

Ответы детей

Воспитатель: К шахматным животным приставили охрану 2 пешки.

Сколько фигур на поле?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята уберите шахматные фигуры с шахматной доски.

Дети: убирают фигуры с доски.

Воспитатель: Слушайте следующую задачу, она посложнее.

На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек (охрана) и 2 коня.

Сколько всего фигур на поле?

Ответы детей

Воспитатель: Прогулка была пешая и коней отправили домой.

Сколько фигур осталось на поле?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Все фигуры убирайте с доски.

Дети: убирают фигуры с доски.

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешки:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (Приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

Все движенья хороши

За столы мы поспешим. (садятся за столы)

Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

У вас ребята у каждого в руках шахматная фигура, каждая фигура соответствует цифре, подойдите к столам, где лежат цифры и найдите свое место

А сейчас мы поиграем в игру “Почта”. Шахматные король и королева приготовили для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Запомнить названия букв на доске нам поможет скороговорка, начальные звуки слов в скороговорке и есть названия букв на шахматном поле :

“Артисту Биллу Циркуль Дашь – Его Фамилия Же-Аш”

Раздаем конверты. Внимательно посмотрите на адрес. У меня на конверте “2B”, я нахожу свой адрес (встаю на горизонталь 2, двигаюсь до вертикали В) Мой адрес 2 В - черное. Попробуйте найти свой адрес.

Воспитатель: Внимательно смотрите на поле. Я буду задавать вопросы, один отвечает. Если у вас также, хлопаем в ладоши.

Какая фигура находится в правом верхнем углу.

В нижнем левом углу

В центре

Какая фигура находится между черным ферзем и черным королем

Какая фигура стоит справа от белого слона.

А слева.

Какая фигура находится над королем

Рефлексия

Воспитатель: Какие вы молодцы, справились со всеми математическими заданиями, а помогли нам шахматы.

Выходите ко мне Я начну, а вы продолжите мое предложение

Я узнал…

Я научился…

Мне было ….

- Удалось ли нам выполнить математические задания с помощью шахмат?

- Что помогло вам в достижение успеха? Молодцы! Мы выяснили, что математические задания можно выполнить с помощью шахмат.

Воспитатель: Пройдите к настенным шахматам встаньте в полукруг.

Для вас приготовила шахматные фигуры : вы будите выставлять их на поле.

1. Если было интересно и легко выполнять задания. - Ладья

2. Если было интересно, но возникали небольшие трудности. - Коня

3. Если было трудно и непонятно. -Пешку

Воспитатель: Я выставляю ладью, потому что мне было с вами очень интересно и легко.

Спасибо большое за работу!

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

«Путешествие в Королевство Математика». НОД по математике в подготовительной группе«Путешествие в Королевство Математика». НОД по математике в подготовительной группе Цели: развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. Образовательные задачи: 1. Закреплять у детей умения считать в пределах 10,.

Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе Спортивно-интеллектуальная игра «Путешествие в мир шахмат» подготовительная группа Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре.

Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство»Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство» Тема: «Путешествие в математическое королевство» Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое.

Конспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группыКонспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группы Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре. Задачи: 1. Развивать образное, логическое мышление, память,.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Королевство Математики»Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Королевство Математики» Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Королевство Математики» Программное.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Королевство Математики»Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Королевство Математики» Цель: Выявить и закрепить знания и умения детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - Упражнять в количественном.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе .

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани Литвинова.

Организация НОД детей в подготовительной группе «Путешествие в королевство Математики» Задачи : - развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка путем составления и решения арифметических задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП «Королевство Шахмат» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 17:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП «Королевство Шахмат» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Диана Сурхаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД