Диана Сурхаева
Конспект НОД по ФЭМП «Королевство Шахмат» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: Учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.
Задачи:
Образовательные:
-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
-Учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Королевство Шахмат“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-Учить читать простейшую графическую информацию обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево. Снизу вверх, сверху вниз;
-Устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
Развивающие:
-Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
-Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками.
-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
-воспитывать отзывчивость,
- Вызвать интерес к игре шахматы.
- устойчивое внимание.
Технические средства :проектор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр.
Оборудование: ИКТ – мультимедийная презентация,разные виды шахмат.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие?
Как вы догадались, что о шахматах? (ответы детей)
- А кто из вас знает, когда и где появилась игра Шахматы? (ответы детей)
- Родиной шахмат считается Индия. Слово «шахматы» состоит из двух слов. Что же обозначает второе слово?
- В переводе с арабского языка «Мат» означает конец.
- А в Россию эту игру привезли торговцы и купцы много веков назад.
- Ребята, вы любите путешествовать, играть, соревноваться, отгадывать загадки?
- Да!
- Тогда отгадайте мою первую загадку:
На квадратиках доски,
Короли свели полки.
Нет для боя у полков,
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон,
Ладья без вёсел, без хобота слон.
Конь без копыт, седла и уздечки.
А рядовые – не человечки.
Работа с интерактивной доской
Перед вами шахматное королевство, но что такое, как же нам путешествовать? Кто-то все названия улиц перепутал. Я кажется знаю кто нам пытается помешать.
Чтобы нам не заблудиться в нашем городе, его разделили на улицы, домам присвоили номера.
В шахматном королевстве тоже есть свои улицы и номера, для того чтобы не заблудиться нам и шахматным фигурам в королевстве. Ребята давайте попробуем восстановить названия улиц шахматного королевства.
Как называются улицы шахматного королевства (вертикалями и горизонталями). Вертикали называют.? (английскими буквами) Горизонтали называют.? (цифрами)
Работа у доски – вызываются 2 ребенка – один расставляет цифры, другой буквы. Молодцы теперь никто в шахматном королевстве не заблудится.
Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг, в каком мы королевстве находимся?
Дети: Шахматном.
Воспитатель: Ребята, а здесь ворота, и они закрыты. Посмотрите на экран и скажите, что здесь необычного?
Дети: Цифры расположены на шахматном поле, они стоят не по порядку.
Воспитатель: Для того чтобы отправится дальше мы должны помочь цифрам они перепутались.
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да
Воспитатель: Саид показывает, а мы хором считаем от1 до 20. А теперь Патюля показывает, а мы считаем в обратном порядке.
Дети: дети считают.
Воспитатель: Как вы считаете, можно ли выполнять математические задания с помощью шахмат.
Ответы детей:
Воспитатель: А хотите попробовать?
Ответы детей:
- Но для начала, давайте проверим, хорошо ли вы знакомы с шахматными фигурами :
Загадки о шахматных фигурах :
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой? Ответ: Шахматный конь
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно И берёт наискосок?
Ну конечно, это -… (Пешка)
Быть особо защищённым – У него такая роль,
Это правило резонно, Потому что он -… (Король)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
- Молодцы ребята! Загадки отгадали на отлично
Воспитатель : Игра в шахматы предполагает игру в паре. Поэтому нам нужно разбиться на пары. Один из вас будет работать с белыми фигурами, а другой с черными. Пары будут работать с разными видами шахмат.
Воспитатель: 1. Задание: Правильно расставьте шахматные фигуры на шахматной доске.
Дети выставляют шахматные фигуры на шахматной доске.
Воспитатель: Проверьте друг друга.
Дети: расставляют фигуры.
Воспитатель: Перед вами королевство белых и черных фигур. Внимательно посмотрите на свое королевство шахматных фигур.
1. Сколько всего фигур в белом, сколько в черном королевстве? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.
Дети: показывают ответ на математических верах.
Воспитатель: Если их сравнить по количеству, что можно сказать их по сколько?
Ответы детей
Воспитатель: В шахматном королевстве пешки- это солдаты. Сколько их? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.
Дети: показывают ответ на математических верах.
Воспитатель: А король и его свита- главные жители королевства. Сколько их? Посчитайте. покажите ответ.
Дети: показывают ответ на математических верах.
Воспитатель: Пешек по отношению к главным жителям королевства : больше, меньше или поровну?
Ответы детей
Воспитатель А сейчас будем работать с главными жителями королевства. Уберите с поля пешки.
Каких фигур меньше всего? Назовите их.
Дети: король и ферзь
Воспитатель: По сколько их? - по одному или много?
Дети: поровну
Воспитатель: Каких фигур больше? Поскольку их?
Дети: по 2
Воспитатель: Или по-другому…
Дети: поровну
Воспитатель: Молодцы! Пожалуйста уберите фигуры с доски
Дети: убирают фигуры с доски.
Воспитатель: Как вы думаете, а задачи можно решать с помощью шахматных фигур?
Ответы детей
Воспитатель: Внимание! Кто работает с белыми фигурами, поднимите руку. Вы выставляете шахматные фигуры на доске.
А кто с черными фигурами, работают с цифрами! Решение задачи выкладывает с помощью цифр на столе.
1. На поле выпустили всех шахматных животных
Сколько фигур вы поставили на поле.
Ответы детей
Воспитатель: Какие это фигуры?
Ответы детей
Воспитатель: К шахматным животным приставили охрану 2 пешки.
Сколько фигур на поле?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята уберите шахматные фигуры с шахматной доски.
Дети: убирают фигуры с доски.
Воспитатель: Слушайте следующую задачу, она посложнее.
На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек (охрана) и 2 коня.
Сколько всего фигур на поле?
Ответы детей
Воспитатель: Прогулка была пешая и коней отправили домой.
Сколько фигур осталось на поле?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Все фигуры убирайте с доски.
Дети: убирают фигуры с доски.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
Все движенья хороши
За столы мы поспешим. (садятся за столы)
Игра «Чудесный мешочек»
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.
У вас ребята у каждого в руках шахматная фигура, каждая фигура соответствует цифре, подойдите к столам, где лежат цифры и найдите свое место
А сейчас мы поиграем в игру “Почта”. Шахматные король и королева приготовили для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Запомнить названия букв на доске нам поможет скороговорка, начальные звуки слов в скороговорке и есть названия букв на шахматном поле :
“Артисту Биллу Циркуль Дашь – Его Фамилия Же-Аш”
Раздаем конверты. Внимательно посмотрите на адрес. У меня на конверте “2B”, я нахожу свой адрес (встаю на горизонталь 2, двигаюсь до вертикали В) Мой адрес 2 В - черное. Попробуйте найти свой адрес.
Воспитатель: Внимательно смотрите на поле. Я буду задавать вопросы, один отвечает. Если у вас также, хлопаем в ладоши.
Какая фигура находится в правом верхнем углу.
В нижнем левом углу
В центре
Какая фигура находится между черным ферзем и черным королем
Какая фигура стоит справа от белого слона.
А слева.
Какая фигура находится над королем
Рефлексия
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились со всеми математическими заданиями, а помогли нам шахматы.
Выходите ко мне Я начну, а вы продолжите мое предложение
Я узнал…
Я научился…
Мне было ….
- Удалось ли нам выполнить математические задания с помощью шахмат?
- Что помогло вам в достижение успеха? Молодцы! Мы выяснили, что математические задания можно выполнить с помощью шахмат.
Воспитатель: Пройдите к настенным шахматам встаньте в полукруг.
Для вас приготовила шахматные фигуры : вы будите выставлять их на поле.
1. Если было интересно и легко выполнять задания. - Ладья
2. Если было интересно, но возникали небольшие трудности. - Коня
3. Если было трудно и непонятно. -Пешку
Воспитатель: Я выставляю ладью, потому что мне было с вами очень интересно и легко.
Спасибо большое за работу!
+ В Мои закладки