Александра Петрова
Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Александра Петрова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений дошкольников в подготовительной к школе группе
Задачи:
Образовательные:
• упражнять в составлении чисел 4,5,6,7 из двух меньших чисел;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• закрепить представления детей о последовательности месяцев в году, умение пользоваться в речи предлогами, обозначающими пространственно-временные отношения: перед, за;
• закрепить представления детей о последовательности дней недели, а также умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
• закрепить умение устанавливать время на модели часов с циферблатом и стрелками, определять по ним, кто из сказочных героев раньше (позже) сделал что-либо;
• закрепить счёт в пределах 10;
• продолжать учить различать правую и левую руку на себе и у собеседника.
• закрепить умение пользоваться настенным и отрывным календарём.
Развивающие:
• развивать координацию движений, мелкую моторику;
• внимание, воображение, память, логическое мышление, сообразительность;
• любознательность и самостоятельность;
• монологическую речь с опорой на запись в календаре и без неё.
Воспитательные:
Обеспечить условия для формирования:
• дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, заниматься, работать в парах; готовности помочь другому ребёнку;
• умения выступать в роли ведущего.
Инструменты, материалы, оборудование:
Демонстрационный материал: отрывной календарь, календарь природы с опорными картинками, мелкие камешки (покупные, марблс, карточки с числами от 0 до 10, модель часов с двигающимися стрелками (минутной и часовой) – 2 шт.
Раздаточный материал: модель часов (на каждого ребёнка) со стрелками (минутной и часовой).
Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», ежедневная работа с отрывным и настенным календарём, рассматривание различных часов с циферблатом (в том числе – песочные часы) в групповом музее часов.
Содержание образовательной деятельности:
В верхней части магнитной доски заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10. Это необходимо для того, чтобы ребёнок на занятии смог себя проконтролировать, использовать как опору при счёте.
1. Работа с календарём (каждое занятие по математике начинаем с этого).
Воспитатель просит дежурного рассказать детям о том, какой сегодня день недели, какое число и месяц. Дежурный подходит к уголку природы, где висит настенный календарь, а рядом лежит отрывной календарь. Там он у отрывного календаря срывает листок и называет, какой сегодня день.
-Сегодня - 9 декабря, среда.
И с помощью сменных карточек устанавливает эту дату на настенном календаре (вставляет в пазы календаря карточку с названием дня недели, цифры и, если необходимо – карточку с названием месяца). Остальные дети проверяют правильность его ответа. После этого воспитатель спрашивает у дежурного или у других детей о том, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.
2. Игра с мячом «Вспомни и назови».
Дети должны передавать друг другу мяч и называть месяцы в году (в прямом и обратном порядке). Для этого дети встают в линейку лицом к стене, на которой висит календарь. Воспитатель напоминает детям, что в случае затруднения можно воспользоваться календарём природы, висящим на стене (там есть опорные картинки с последовательностью месяцев в году). Кроме этого воспитатель обращает внимание детей на то, что в случае ошибки товарища не надо подсказывать ему, а предложить внимательно посмотреть на календарь и вспомнить, назвать правильный ответ, дать ему шанс самому исправить ошибку.
1) Воспитатель встаёт в линейку рядом с детьми крайним справа и говорит: «Декабрь» - и передаёт мяч ребёнку слева. Затем спрашивает: «А за ним?» Ребёнок вспоминает (при затруднении проверяет себя по опорным картинкам календаря) и отвечает: «За декабрём – январь». И передаёт мяч следующему ребёнку, стоящему в ряду. Дальше он спрашивает его: «А за январём?» Следующий отвечает: «За январём – февраль». И т. д.
2) Воспитатель встаёт в линейку рядом с детьми крайним слева. И говорит: «Февраль» - и передаёт мяч ребёнку справа. Затем спрашивает: «А перед ним?» Ребёнок отвечает: «Перед февралём – январь». И т. д.
Также эту игру можно провести в кругу.
3. Игра в камешки.
На столе лежат карточки с числами 4,5,6,7 «рубашкой» кверху (числа не видны). Воспитатель показывает детям на развёрнутых ладонях камешки и говорит:
- Сейчас мы будем играть с камешками в состав числа. Для этого нам нужно выбрать водящего. А водящим станет тот, кто первым назовёт правильный ответ задачки, которую я вам сейчас задам. И объяснит нам, как он к такому ответу пришёл. Это задачка на смекалку. Слушайте. На дорожке прыгали 5 воробьёв, к ним прилетели ещё 3. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на дорожке? (ответ – ни одного, все воробьи испугались кота и улетели)
Воспитатель предлагает победителю (ответившему правильно) выйти к столу.
-Ты, Миша, будешь водящий. На столе лежат карточки с числами, только их не видно. Ты выбираешь одну из них. А теперь – переворачивай. Что это за число?
-Это число 5.
-Покажи его всем ребятам (водящий показывает число всем игрокам).
После этого водящий, отсчитав пять камешков из общего количества лежащих на столе, отворачивается от детей и незаметно для них раскладывает эти камешки в две руки, снова поворачивается и показывает 2 кулачка с камешками внутри них.
-Ребята, смотрите – у Миши в одном кулаке камешков несколько и в другом тоже несколько. Всего камешков у него в руках - 5.
Воспитатель договаривается с детьми, что вначале они называют то, что в левой руке у Миши (указывает на неё, а затем – в правой.
После этого водящий сам выбирает того ребёнка, которого он хочет спросить. Выбранный ребёнок называет вариант, например, 1 и 4, вместе 5. А у водящего, предположим – 2 и 3. Водящий: «Нет, не правильно». Тут включается воспитатель: «Конечно, 1 и 4 это 5. Но у него по-другому». Водящий выбирает следующего, и так до тех пор, пока кто-то не отгадает его вариант. Теперь будет водить отгадавший.
Игра повторяется 2 или 3 раза (в зависимости от темпа проведения игры и заинтересованности ребят). Игру желательно проводить в быстром темпе.
4. Физпауза - Игра «Сова и птички» (аналог подвижной игры «Сова»).
Водящий – Сова, она днём спит, а ночью вылетает на охоту. Только Сова в начале игры говорит слова немного иначе: «Утро. Семь!» (объявляя, таким образом, длину светового дня) и закрывает глаза. Все игроки-птички «вылетают» из домика и бегают по ковру, размахивая руками – крыльями. Сова медленно считает: «1-2-3-4-5-6-7!» На счёт «семь» все птички должны оказаться в домике и замереть там. Кто не успел вовремя спрятаться в домик, того сова на один день уносит в своё гнездо до следующего утра.
-Вечер! Ночь! – говорит сова. Все птички должны ночью сидеть тихо-тихо.
-Утро. Десять! – объявляет сова, закрывая глаза. Все птички снова вылетают из домика, но стараются заранее вернуться ближе к вечеру.
5. Работа с раздаточным материалом.
Дети садятся за столы. На столах напротив каждого ребёнка лежит модель часов с циферблатом и две стрелки (часовая и минутная).
- Кто сидит справа - поднимите руку.
- Кто сидит слева - поднимите руку.
-Сейчас я буду давать задание по работе с часами, сначала – для ребят, которые сидят за столом справа, а потом – для тех, кто сидит слева.
1)-Задание тем, кто сидит справа: «Колобок просыпается в семь утра. Установите это время на своих часах с помощью стрелок».
-Слушайте задание те, кто сидит слева: «А Золушка просыпается в 5 утра. Установите это время на своих часах».
-Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Или помогите ему, если он затрудняется.
Те дети, которые выполнили первыми задание, выходят к доске и устанавливают время на большой модели часов. (1 и 2 варианты)
- А теперь, посмотрим на то, как выполнили своё задание ребята, стоящие у доски.
-Скажите, кто проснулся раньше? (Золушка). Значит, Колобок проснулся? (позже)
2)-Следующее задание тем, кто сидит справа: «На соревнованиях по бегу Незнайка прибежал к финишу в 6 часов».
-Задание тем, кто сидит слева: «А Буратино прибежал к финишу в 5 часов».
-Проверяем. Помогаем соседу, если это необходимо.
-Скажите, кто добежал раньше (Буратино, а позже? (Незнайка)
В перерыве проводится зрительный тренинг.
• Дети встают около своих столов и смотрят на зрительный тренажер (автор - Базарный В. Ф., висящий над доской.
- Представим, что эти овалы – дорожки стадиона, по которым бегут Незнайка и Буратино. Я сейчас указкой буду вам показывать путь, по которому бегут сказочные герои, а вы глазками будете следить за тем, как они бегут.
Воспитатель указкой с красным концом ведёт по овалам в определённом направлении, а дети следят только глазами за движением указки.
• – Поморгайте глазками так, словно это бабочка машет крылышками (повторить 2-3 раза).
- Разогрейте свои ладони и приложите к своим глазам (повторить 2-3 раза).
- Посмотрите в окно вдаль на высокий дом, а теперь на дерево, которое растёт под нашими окнами. И снова – на дом, а потом – на дерево.
Дети садятся за столы.
3)-И последнее задание. Давайте это задание выполнять уже без помощи, самостоятельно. Кто его будет выполнять первым? (те, кто сидит справа)
-Слушайте: «Волшебник ложится спать в 9 вечера». Наступило время для тех, кто сидит слева: «А дядюшка Ау – в 11 вечера».
-Проверяем.
-Скажите, кто лёг спать позже? (Дядюшка Ау) Значит, Волшебник лег спать? (раньше)
-Молодцы! Все справились с заданиями.
6. Задачи на смекалку.
Дополнительно, если останется время, предлагаются задачки от Знайки - Узнайки (кукла - хозяйка группового математического уголка) на смекалку.
- Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и 1 грузовик. Сколько машин ехало в посёлок? (Одна. Другие машины ехали из посёлка. Воспитатель может наглядно на доске показать, как ехали машины, чтобы дети смогли сами правильно ответить на вопрос задачи.)
- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов стояло на столе? (Три.)
- Отгадайте ребус. Что за слово здесь спряталось? 7Я (семья).
7. Итог.
- Молодцы! Вы справились с очень трудными заданиями. Что вам понравилось больше всего? Как справились с затруднениями? Какая задачка Знайки – Узнайки вам понравилась? Кто хочет её порадовать, нарисуйте рисунок к одной из задач.
Список использованной литературы и наглядно-дидактических пособий:
1. Арапова – Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. ,2009
2. Кац Е. М. Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет. - М., 2013
3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. ФГОС. – М. ,2015
4. Новикова В. П. Математика в детском саду: раздаточный материал(5-7 лет). – М., 2004
5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2015