Папки-передвижки

Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе

Александра Петрова
Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Александра Петрова

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений дошкольников в подготовительной к школе группе

Задачи:

Образовательные:

• упражнять в составлении чисел 4,5,6,7 из двух меньших чисел;

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

• закрепить представления детей о последовательности месяцев в году, умение пользоваться в речи предлогами, обозначающими пространственно-временные отношения: перед, за;

• закрепить представления детей о последовательности дней недели, а также умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

• закрепить умение устанавливать время на модели часов с циферблатом и стрелками, определять по ним, кто из сказочных героев раньше (позже) сделал что-либо;

• закрепить счёт в пределах 10;

• продолжать учить различать правую и левую руку на себе и у собеседника.

• закрепить умение пользоваться настенным и отрывным календарём.

Развивающие:

• развивать координацию движений, мелкую моторику;

• внимание, воображение, память, логическое мышление, сообразительность;

• любознательность и самостоятельность;

• монологическую речь с опорой на запись в календаре и без неё.

Воспитательные:

Обеспечить условия для формирования:

• дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, заниматься, работать в парах; готовности помочь другому ребёнку;

• умения выступать в роли ведущего.

Инструменты, материалы, оборудование:

Демонстрационный материал: отрывной календарь, календарь природы с опорными картинками, мелкие камешки (покупные, марблс, карточки с числами от 0 до 10, модель часов с двигающимися стрелками (минутной и часовой) – 2 шт.

Раздаточный материал: модель часов (на каждого ребёнка) со стрелками (минутной и часовой).

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», ежедневная работа с отрывным и настенным календарём, рассматривание различных часов с циферблатом (в том числе – песочные часы) в групповом музее часов.

Содержание образовательной деятельности:

В верхней части магнитной доски заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10. Это необходимо для того, чтобы ребёнок на занятии смог себя проконтролировать, использовать как опору при счёте.

1. Работа с календарём (каждое занятие по математике начинаем с этого).

Воспитатель просит дежурного рассказать детям о том, какой сегодня день недели, какое число и месяц. Дежурный подходит к уголку природы, где висит настенный календарь, а рядом лежит отрывной календарь. Там он у отрывного календаря срывает листок и называет, какой сегодня день.

-Сегодня - 9 декабря, среда.

И с помощью сменных карточек устанавливает эту дату на настенном календаре (вставляет в пазы календаря карточку с названием дня недели, цифры и, если необходимо – карточку с названием месяца). Остальные дети проверяют правильность его ответа. После этого воспитатель спрашивает у дежурного или у других детей о том, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

2. Игра с мячом «Вспомни и назови».

Дети должны передавать друг другу мяч и называть месяцы в году (в прямом и обратном порядке). Для этого дети встают в линейку лицом к стене, на которой висит календарь. Воспитатель напоминает детям, что в случае затруднения можно воспользоваться календарём природы, висящим на стене (там есть опорные картинки с последовательностью месяцев в году). Кроме этого воспитатель обращает внимание детей на то, что в случае ошибки товарища не надо подсказывать ему, а предложить внимательно посмотреть на календарь и вспомнить, назвать правильный ответ, дать ему шанс самому исправить ошибку.

1) Воспитатель встаёт в линейку рядом с детьми крайним справа и говорит: «Декабрь» - и передаёт мяч ребёнку слева. Затем спрашивает: «А за ним?» Ребёнок вспоминает (при затруднении проверяет себя по опорным картинкам календаря) и отвечает: «За декабрём – январь». И передаёт мяч следующему ребёнку, стоящему в ряду. Дальше он спрашивает его: «А за январём?» Следующий отвечает: «За январём – февраль». И т. д.

2) Воспитатель встаёт в линейку рядом с детьми крайним слева. И говорит: «Февраль» - и передаёт мяч ребёнку справа. Затем спрашивает: «А перед ним?» Ребёнок отвечает: «Перед февралём – январь». И т. д.

Также эту игру можно провести в кругу.

3. Игра в камешки.

На столе лежат карточки с числами 4,5,6,7 «рубашкой» кверху (числа не видны). Воспитатель показывает детям на развёрнутых ладонях камешки и говорит:

- Сейчас мы будем играть с камешками в состав числа. Для этого нам нужно выбрать водящего. А водящим станет тот, кто первым назовёт правильный ответ задачки, которую я вам сейчас задам. И объяснит нам, как он к такому ответу пришёл. Это задачка на смекалку. Слушайте. На дорожке прыгали 5 воробьёв, к ним прилетели ещё 3. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на дорожке? (ответ – ни одного, все воробьи испугались кота и улетели)

Воспитатель предлагает победителю (ответившему правильно) выйти к столу.

-Ты, Миша, будешь водящий. На столе лежат карточки с числами, только их не видно. Ты выбираешь одну из них. А теперь – переворачивай. Что это за число?

-Это число 5.

-Покажи его всем ребятам (водящий показывает число всем игрокам).

После этого водящий, отсчитав пять камешков из общего количества лежащих на столе, отворачивается от детей и незаметно для них раскладывает эти камешки в две руки, снова поворачивается и показывает 2 кулачка с камешками внутри них.

-Ребята, смотрите – у Миши в одном кулаке камешков несколько и в другом тоже несколько. Всего камешков у него в руках - 5.

Воспитатель договаривается с детьми, что вначале они называют то, что в левой руке у Миши (указывает на неё, а затем – в правой.

После этого водящий сам выбирает того ребёнка, которого он хочет спросить. Выбранный ребёнок называет вариант, например, 1 и 4, вместе 5. А у водящего, предположим – 2 и 3. Водящий: «Нет, не правильно». Тут включается воспитатель: «Конечно, 1 и 4 это 5. Но у него по-другому». Водящий выбирает следующего, и так до тех пор, пока кто-то не отгадает его вариант. Теперь будет водить отгадавший.

Игра повторяется 2 или 3 раза (в зависимости от темпа проведения игры и заинтересованности ребят). Игру желательно проводить в быстром темпе.

4. Физпауза - Игра «Сова и птички» (аналог подвижной игры «Сова»).

Водящий – Сова, она днём спит, а ночью вылетает на охоту. Только Сова в начале игры говорит слова немного иначе: «Утро. Семь!» (объявляя, таким образом, длину светового дня) и закрывает глаза. Все игроки-птички «вылетают» из домика и бегают по ковру, размахивая руками – крыльями. Сова медленно считает: «1-2-3-4-5-6-7!» На счёт «семь» все птички должны оказаться в домике и замереть там. Кто не успел вовремя спрятаться в домик, того сова на один день уносит в своё гнездо до следующего утра.

-Вечер! Ночь! – говорит сова. Все птички должны ночью сидеть тихо-тихо.

-Утро. Десять! – объявляет сова, закрывая глаза. Все птички снова вылетают из домика, но стараются заранее вернуться ближе к вечеру.

5. Работа с раздаточным материалом.

Дети садятся за столы. На столах напротив каждого ребёнка лежит модель часов с циферблатом и две стрелки (часовая и минутная).

- Кто сидит справа - поднимите руку.

- Кто сидит слева - поднимите руку.

-Сейчас я буду давать задание по работе с часами, сначала – для ребят, которые сидят за столом справа, а потом – для тех, кто сидит слева.

1)-Задание тем, кто сидит справа: «Колобок просыпается в семь утра. Установите это время на своих часах с помощью стрелок».

-Слушайте задание те, кто сидит слева: «А Золушка просыпается в 5 утра. Установите это время на своих часах».

-Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Или помогите ему, если он затрудняется.

Те дети, которые выполнили первыми задание, выходят к доске и устанавливают время на большой модели часов. (1 и 2 варианты)

- А теперь, посмотрим на то, как выполнили своё задание ребята, стоящие у доски.

-Скажите, кто проснулся раньше? (Золушка). Значит, Колобок проснулся? (позже)

2)-Следующее задание тем, кто сидит справа: «На соревнованиях по бегу Незнайка прибежал к финишу в 6 часов».

-Задание тем, кто сидит слева: «А Буратино прибежал к финишу в 5 часов».

-Проверяем. Помогаем соседу, если это необходимо.

-Скажите, кто добежал раньше (Буратино, а позже? (Незнайка)

В перерыве проводится зрительный тренинг.

• Дети встают около своих столов и смотрят на зрительный тренажер (автор - Базарный В. Ф., висящий над доской.

- Представим, что эти овалы – дорожки стадиона, по которым бегут Незнайка и Буратино. Я сейчас указкой буду вам показывать путь, по которому бегут сказочные герои, а вы глазками будете следить за тем, как они бегут.

Воспитатель указкой с красным концом ведёт по овалам в определённом направлении, а дети следят только глазами за движением указки.

• – Поморгайте глазками так, словно это бабочка машет крылышками (повторить 2-3 раза).

- Разогрейте свои ладони и приложите к своим глазам (повторить 2-3 раза).

- Посмотрите в окно вдаль на высокий дом, а теперь на дерево, которое растёт под нашими окнами. И снова – на дом, а потом – на дерево.

Дети садятся за столы.

3)-И последнее задание. Давайте это задание выполнять уже без помощи, самостоятельно. Кто его будет выполнять первым? (те, кто сидит справа)

-Слушайте: «Волшебник ложится спать в 9 вечера». Наступило время для тех, кто сидит слева: «А дядюшка Ау – в 11 вечера».

-Проверяем.

-Скажите, кто лёг спать позже? (Дядюшка Ау) Значит, Волшебник лег спать? (раньше)

-Молодцы! Все справились с заданиями.

6. Задачи на смекалку.

Дополнительно, если останется время, предлагаются задачки от Знайки - Узнайки (кукла - хозяйка группового математического уголка) на смекалку.

- Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и 1 грузовик. Сколько машин ехало в посёлок? (Одна. Другие машины ехали из посёлка. Воспитатель может наглядно на доске показать, как ехали машины, чтобы дети смогли сами правильно ответить на вопрос задачи.)

- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов стояло на столе? (Три.)

- Отгадайте ребус. Что за слово здесь спряталось? 7Я (семья).

7. Итог.

- Молодцы! Вы справились с очень трудными заданиями. Что вам понравилось больше всего? Как справились с затруднениями? Какая задачка Знайки – Узнайки вам понравилась? Кто хочет её порадовать, нарисуйте рисунок к одной из задач.

Список использованной литературы и наглядно-дидактических пособий:

1. Арапова – Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. ,2009

2. Кац Е. М. Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет. - М., 2013

3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. ФГОС. – М. ,2015

4. Новикова В. П. Математика в детском саду: раздаточный материал(5-7 лет). – М., 2004

5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2015

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Удивительное путешествие» Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №1 станицы.

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе № 5 «Путешествие в Волшебную страну» Воспитатель: Яковлева Наталья Анатольевна.

Конспект итоговой интегрированной НОД по ГПР и ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: Незнайка готовится к школе. Интеграция: В образовательную область Познание ФКМЦ, ФЭМП, Физическая культура, Развитие речи, Музыка.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик» Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Цветик-семицветик» Цель: Закрепить пройденный материал, выяснить, готовы ли дети к школе.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально - эстетическое развитие,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада (самоанализ) Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада. Воспитатель: Осепян З. А. Дата: 20.01.2016 г. Тема: Состав числа 7.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Спасение сказочного героя» Задачи НОД: • Углубление представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. • Совершенствование.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Волшебное путешествие» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.

НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Приключения Геометрика» НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе Приключения Геометрика Подготовила и провела воспитатель МДОУ Кадомский д/с №3 Волкова Л. М.

НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие в математический лес» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 13 сентября 2016 в 19:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП дошкольников в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Александра Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД