Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по ФЭМП «Четыре, четверо, четвёртый» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с цифрой 4;
2. Продолжить знакомство с понятиями «целое» и «часть», «следующее» и «предыдущее» число;
3. Продолжить знакомство с правилами получения предыдущего и следующего числа;
4. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества на основе этих понятий;
5. Продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
6. Учить соотносить множество с натуральным количественным числом и называть его;
7. Учить записывать названные числа в виде числовых карточек:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Четыре, четверо, четвёртый“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
8. Учить пересчитывать предметы в ряду;
9. Находить и называть заданные закономерности.
Задачи:
1. Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, обозначенную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
2. Оценивать результат работы (не получилось-получилось, исправлять допущенные ошибки;
3. Развивать внимание и память;
4. Развивать коммуникативные умения: выражать свои действия в речи, помогать друг другу при выполнении заданий.
Материалк НОД: готовые числовые карточки, счётные палочки, фломастеры или цветные карандаши.
Ход НОД.
I.Дидактическая игра «Змейки», которая подводит к открытию и формулированию нового материала.
1. Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная.
Педагог предлагает детям объединиться в группы-змейки по 2-3 человека (дети должны встать друг за другом, удерживая друг друга руками за спинку). Дети называют число играющих в каждой группе. Змейки начинают движение и по команде: «Сбросили хвостик!» в каждой команде один ребёнок должен отойти в сторону. Побеждает та команда, которая после «сбрасывания хвостика» правильнее и быстрее всех назовёт число оставшихся игроков. Данную игру повторить несколько раз.
2. Открытие нового материала. Формулировка темы и основной цели занятия.
Педагог просит детей посмотреть на рисунки на развороте книги и сделать предположения, чем будем сегодня заниматься (рассказывать о числе четыре, узнаем новую цифру, будем учиться считать и т. д.)
А).Задание №1. Форма работы: в парах.
Последовательность работы. Педагог просит детей рассмотреть два верхних рисунка, которые соединены красной стрелкой. Предлагает посоветоваться друг с другом и придумать рассказ, в котором будут слова «было» и «стало». (Было три рыбки, к ним ещё приплыла одна рыбка. На рисунке рыбок стало четыре.) совместно рассматриваем рисунок с числовыми карточками вверху страницы и объясняем, что обозначает каждая карточка.
Педагог просит детей задать вопрос, который бы начинался со слов «Сколько стало?»
Педагог предлагает детям найти это число, выложив перед собой предметы-заместители (пуговицы, геометрические фигуры, счётные палочки и т. д.) Дети выполняют данную работу, комментирую вслух свои действия (три да один буде четыре). После этого на числовой карточке с вопросом записывается с помощью чёрточек, точек и т. д. результат выполненного действия (число 4).
Так же работаем с нижним рисунком.
Педагог задаёт вопросы детям, записанные рядом с голубой точкой, и просит на них ответить. При этом дети работают с предметами-заменителями (геометрическими фигурами, счётными палочками и т. д.)
Педагог сообщает детям, что число 4 можно обозначить цифрой 4, рядом выставляется цифровая и числовая карточка.
Б).Задание №2. Закрепляем представления о составе числа 4.
Педагог совместно с детьми вспоминает о способах разбиения множества на классы по направлению движения, общему по цвету, общему названию. Педагог рассказывает: на рисунке 4 морских животных: одна рыба, один морской конёк, одна медуза и один краб, а это значит, что число четыре состоит из чисел один, один, один и один (классификация по общему названию).
Так же далее разбиваем по цвету рыбок (число четыре состоит из трёх и одного).
По направлению движения (число четыре состоит их двух и двух).
В).Задание №3. Продолжение развития мелкой моторики рук. Учимся узнавать и называть печатные арабские цифры.
Обводим линии на рисунке в соответствии с ранее данными рекомендациями: показ ребёнку, как должна двигаться его рука, помощь определении начала и конца линии.
После того как на рисунке обведены линии, следует начать выполнять штриховку, комментируя свои действия.
Г).Задания №4.
Работая с данным заданием, дети пересчитывают животных по порядку и присваивают им номера (порядковые числительные): первый, второй, третий, четвёртый.
При этом проходит знакомство с понятием следующего и предыдущего числа: число один является предыдущим для числа два, число два – следующим за числом один и т. д. Проходит работа в соответствии с заданием пособия.
Результатом её являются заполненные числовые карточки. Пересчитывая морских животных, дети кладут рядом с каждым животным один кружок или одну счётную палочку и комментируют свои действия (глубоководная рыба - первая по счёту, кладу один кружок, ставлю на числовой карточке одну точку, морской конёк – второй по счёту, кладу второй кружок, ставлю на числовой карточке две точки и т. д.)
II.Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).
Задание №5. Форма работы: фронтальная.
Работаем в соответствии с заданием в пособии. Это задание обязательно для выполнения в парах с объяснением и проверкой. Обращаем внимание детей на то, что части тела гусеницы – это мерки.
III.Итог НОД. Форма работы: фронтальная.
П.: - Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что было вас труднее?