Татьяна Шаповалова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Машины шалости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Программное содержание: создать условия для познавательной деятельности, в которой дети смогут:
- закрепить представления о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение составлять геометрические фигуры из нескольких наименьших; закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах 9; закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 9;
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы „Машины шалости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги; внимание, логическое мышление; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету?;
- воспитывать чувство отзывчивости, чувство взаимовыручки, чувство коллективизма.
Ход занятия
Восп. : Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся гостям и друг другу.
Раздается стук, в группу влетает воздушный шар, а на его веревочке письмо. Воспитатель берет письмо в руки
Восп. : Ребята, скажите, что у меня в руках?
- Письмо
Восп. : Вам интересно от кого оно?
- Да
Восп. : Сейчас я его открою и прочту.
Здравствуйте друзья! В нашем лесу произошел переполох: все в лесу перепутано, все лесные жители испуганы. А все потому, что Маша представила себя супергероем и нашалила не только в лесу, но и в моем домике. Ребята, прошу вас помочь и исправить все. Машины шалости.» Миша
Восп. : Ребята, как вы думаете, что это за Миша написал нам письмо?
- Из мультфильма «Маша и Медведь»
Восп. : Ребята, что же случилось в лесу?
- Маша нашалила
Восп. : Мы можем помочь? А как?
- Мы отправимся в лес, найдем все Машины шалости и исправим их.
Восп. : Ребята, вы же помните, что Маша очень хитрая?
- Да
Восп. : А для того, чтобы у нас все получилось, давайте потренируем смекалку. Я буду задавать вам «хитрые» загадки, а вы хорошо подумаете и дадите правильные ответы. Итак, будьте внимательны!
«Хитрые загадки»
- Сколько орехов в пустом стакане?
-Если съесть одну сливу, что останется?
- У кого больше лап: у улитки или утенка?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне?
- Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, потом – еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело зимой?
Восп. : Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки, а теперь я предлагаю вам вместе отправиться в лес.
Отправляемся за мной
По полянке цветной,
Через мостик прямо в лес
Где полным – полно чудес.
Восп. : А вот и первое препятствие «болотце». Как мы можем перебраться?
(ответы детей)
Восп. : Мне кажется, что здесь что-то не так, как вы думаете, что здесь не так?
(ответы детей)
Восп. : Кажется их кто-то сдвинул с места. Кто бы это мог сделать?
- Маша
Восп. : Это первая шалость Маши на нашем пути.
Восп. : На камешках написаны цифры, нужно разложить камешки с цифрами так, как они расположены на числовой прямой.
(дети раскладывают)
Восп. : А теперь давайте проверим правильно ли вы разложили камешки. Маша, посчитай от 1 до 9 в прямом порядке.
(считает)
Восп. : А Лиза посчитает от 9 до 1 в обратном порядке.
(считает)
Восп. : Артем посчитает от 3 до 8 в прямом порядке, а Илья от 7 до 2 в обратном порядке.
(считают)
Восп. : Ребята, а теперь назовите соседей чисел 5, 2, 8, 1 ,4.
Восп. : Молодцы, ребята! Вы исправили первую шалость Маши, давайте все аккуратно пройдем по камешкам через «болотце».
Восп. : А теперь, ребята, нам нужно перебраться через речку, как мы это сможем сделать?
(ответы детей)
Восп. : Ой, ой, ой, кажется и тут Маша нашалила, мостик то наш сломан. Как же нам по мостику идти?
- Нам нужно его отремонтировать
Восп. : Ребята, посмотрите, на что похожи недостающие фрагменты мостика?
- Они похожи на геометрические фигуры
Восп. : Давайте посмотрим это отверстие в мостике какое по форме?
- Квадратное
Восп. : Какую фигуру надо взять, чтобы заделать это отверстие в мостике?
- Квадрат (дети берут квадрат, он меньше по размеру чем отверстие)
Восп. : Ребята, мы сможем этим квадратом залатать это отверстие?
- Нет, оно меньше по размеру
Восп. : А при помощи каких по форме фрагментов мы можем заделать это отверстие?
- При помощи двух маленьких прямоугольников
(также заделываем отверстие в форме ромб – двумя треугольниками, прямоугольник – двумя квадратами)
Восп. : Фигурку каждую на место вставим,
И мостик целым непременно станет.
Восп. : И эту Машину шалость мы исправили, починили мостик. Теперь мы можем по нему перейти через ручеек.
Восп. : Ой, ребята, посмотрите кто это?
- Ежи
Восп. : Ребята, мне кажется, они кем-то напуганы. Ежики, что случилось?
Восп. : Ребята, дело в том, что ежи собирали грибы, но тут прибежала Маша, переполошила весь лес, все перепутала, всех испугала.
Восп. : С испугу ежи забыли по сколько грибов они собрали.
Восп. : Ребята, давайте исправим эту Машину шалость и поможем ежам. Выберите себе ежика, которому будете помогать. Нужно посчитать количество грибов на спинке ежика и найти карточку с цифрой, которая соответствует количеству грибов. Найдите карточку и поставьте ее рядом с ежиком.
Восп. : Ребята, давайте проверим друг друга, все ли справились с заданием и помогли ежикам.
(дети проверяют правильно ли выполнен задание)
Восп. : Ребята, ежи нам благодарны за помощь. Мы в очередной раз исправили Машину шалость.
Восп. : Ежики, скажите, почему в лесу так тихо? Где все остальные лесные жители?
Восп. : Ребята, ежики говорят, что Маша всех в лесу перепугала и звери попрятались. Посмотрите внимательно на картинку и найдите кто и где спрятался.
(дети рассматривают картинку и находят зверей, которые спрятались)
Восп. : Молодцы, ребята, всех зверей нашли. А вы, звери, можете выходить из своих укрытий, Маши здесь больше нет и вам больше ничего не угрожает. И вновь мы исправили очередную машину шалость.
Восп. : Ребята, а сейчас давайте немного разомнемся:
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (садятся на свои места)
Восп. : Молодцы, ребята! Ну вот, зарядку мы сделали, сил у нас прибавилось и мы можем продолжить свой путь по следам Машиных шалостей.
Восп. : И вот, мы с вами дети, дошли до домика Мишки. Ой, ой, ой, что же здесь творится?
Восп. : Дело в том, что Мишка сделал запасы на зиму и разложил все по корзиночкам, а Маша все ссыпала в одну кучу. В таком виде все очень быстро испортится. Ребята, давайте посмотрим, что же заготовил Мишка себе на зиму?
- Малину, клубнику, картофель, морковь, яблоки, груши, виноград, грибы, капусту)
Восп. : Ребята, давайте наведем здесь порядок и разложим все по корзиночкам.
(раскладывают)
Восп. : А теперь скажите какая по счету корзина с грибами? (морковью, малиной и т. д., пятая, восьмая и т. д.)
Восп. : Молодцы, ребята! Запасы Мишкины разложили по местам, навели порядок, и исправили очередную Машину шалость. Но Маша еще одну шалость сотворила в доме у Мишки. Она зашла в спальню Мишки и начала прыгать на кровати. А над кроватью висел любимый Мишкин ковер, Маша зацепила его, ковер упал и испортился. Теперь Мишка очень расстроенный.
Восп. : Ребята, соткем Мишке такие же коврики?
- Да
Восп. : Но ткать мы будем такие же ковры, и узор на них должен располагаться так же, как на старом Мишкином коврике.
Восп. : Посмотрите у вас на столах лежат зеленые коврики и картинки, из которых будет состоять узор на ковре. Какие это узоры?
- Грибок, цветок, елочка, солнышко, бабочка.
Восп. : Какое количество узоров будет на каждом коврике?
- Пять
Восп. : Я буду описывать ковер с нужным расположением, а вы на своем ковре располагайте их правильно:
- в правом верхнем углу – солнышко;
- в левом нижнем углу – грибок;
- в правом нижнем углу – цветочек;
- в левом верхнем углу – бабочка;
- посередине – зеленая елочка.
Восп. : А теперь сравните свой ковер с ковром, который был у Мишки. У вас такой же узор получился?
Восп. : Ребята, какие вы молодцы, Мишка очень обрадуется новым коврикам.
Восп. : Ребята, как вы думаете мы все Машины шалости исправили?
(ответы детей)
Восп. : Кому мы сегодня помогли?
(ответы детей)
Восп. : Как мы ему помогли?
- Исправили Машины шалости
Восп. : Как Маша нашалила?
(ответы детей)
Восп. : Как мы исправили?
(ответы детей)
Восп. : Как вы думаете Машино поведение в лесу правильное или нет?
(ответы детей)
Восп. : Как нужно вести себя в лесу?
(ответы детей)
Восп. : Мишка к нам не выйдет, он спит, но я думаю, что он нас поблагодарил бы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.