Ирина Малашенкова
Конспект НОД по ФКЦМ на тему «Сказки народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Сказки народов Поволжья»
Образовательная область: «Познавательное развитие» - формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление со сказками народов Поволжья.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: закрепление знаний детей о России, о людях населяющих Поволжье.
Задачи:
• воспитание добрых отношений к людям разных национальностей, любви к своей Родине, интереса к сказкам народов Поволжья.
• знакомство детей с народными сказками Поволжья; формирование представлений о культуре народов Поволжья через чтение фольклорных произведений.
• развитие творческих навыков, воображения, самостоятельности, инициативности, пробуждение желаний к театрализованной игре; выстраивание тесных взаимодействий друг с другом.
Предварительная работа: чтение народных сказок; заучивание стихов, пословиц; слушание народных песен, музыки; беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья; рассматривание предметов быта.
Виды деятельности: игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная.
Средства реализации: ковёр, яблоня, магнитофон, альбомные листы для рисования, цветные карандаши, восковые мелки.
Ход НОД:
Организационный момент: дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей).
- Ребята, а как велика наша страна? (Ответы детей).
Воспитатель: Россия – самое большое государство мира.
- А где живём мы с вами, в каком городе? (Ответы детей).
- Ребята, а есть что-то интересное и замечательное в нашем городе? (Ответы детей).
- Правильно, это самая прекрасная река Европейской части России – Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей. Все они – народы Поволжья.
Воспитатель: Ребята, а какие народы живут в нашем городе? (Ответы детей).
- В нашем родном мирно живут люди разных национальностей. Каждый народ сохраняет свою культуру, свои обычаи, устное народное творчество. А не хотели бы вы побывать в сказках народов Поволжья, с которыми мы знакомились?
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие, а для этого нам нужно средство передвижения. Чтобы мы могли преодолеть реки, перелески, горы, поля и озёра? Чтобы вы предложили? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю на ковре-самолёте. Для того, чтобы ковёр-самолёт полетел, нужно произнести волшебные слова:
«Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И героев позовём!»
(Дети и воспитатель, стоя на ковре-самолёте, произносят волшебные слова)
Воспитатель: (звучит татарская мелодия) Куда, мы с вами попали, где наш ковер опустился? (Ответы детей).
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает в сказочном мире? (Ответы детей).
Сказочница : Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас у меня в гостях! Вижу, что вы немного устали, а давайте мы с вами отдохнем?
Игровое упражнение:
Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе,
Как трава с лугом, как поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
Вот так народы соединились (взяться за руки)
Вот так вот народы объединились (обняли друг друга)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии!
Сказочница : (звучит пение соловья) Ах, что это за чудное пение, кто поет? (Ответы детей).
- Давайте вспомним татарскую народную сказку «Соловей».
- Да, ребята, соловей скучал по своему дому, по своей Родине. Мы с вами тоже скучаем по дому, когда бываем далеко от него. Какие вы знаете пословицы о Родине? (Ответы детей).
Сказочница : (звук мяуканье кота) Ребята, слышите, кто то мяукает? Это голос кота из чувашской народной сказки «Кот и воробей»!
- Каким изобразили кота чувашский народ в данной сказке? (Ответы детей).
- А какие пословицы можно подобрать к сказке? (Ответы детей).
Сказочница : (звучит мордовская мелодия) Что за мелодия звучит? Отгадай загадку:
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка) (Ответы детей).
- Ребята, вспомните мордовскую народную сказку «Как собака себе друга искала»?
- Назови главных героев сказки. (Ответы детей).
- Каких зверей собака встретила в лесу? (Ответы детей).
- Кого из зверей собака выбрала себе в друзья? (Ответы детей).
- Кого же собака выбрала? (Ответы детей).
Сказочница : Не прожить без друга так и знай.
Друга себе с умом выбирай! Так какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ответы детей).
Сказочница : Кто в дружбу верит горячо
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет.
В любой беде не пропадет.
Физминутка:
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Сказочница : В сказочный мир попасть нелегко,
Зажмурим глаза и сделаем шаг.
Теперь в ладоши хлопнем так
И скажем волшебные слова: тирли – мирли, раз, два, три
Ворота замка отвари.
Стоит яблоня с яблоками – заданиями.
- В какую сказку мы попали? (Ответы детей).
- Срываем яблочко, читаю задание:
- Как называются сказки, которые сочинил народ?
- Какими словами обычно начинаются сказки?
Сказочница : Молодцы ребят! Видите, какое интересное путешествие мы с вами совершили, как много сказок у народов разных национальностей. Какие сказки мы сегодня вспомнили? Про что эти сказки? Чем заканчиваются сказки?
Воспитатель: Правильно, ребята. В сказке хорошо, а нам пора возвращаться домой, в наш детский сад. Как мы попадем назад, верно, садимся на ковер, и на наш ковер бегом. Слова волшебные повторяем и в садик родной прилетаем.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, а давайте, с вами нарисуем ковры самолеты. (Дети рисуют ковры).
- Покажите свои работы, как вы думаете, к каким национальным костюмам подходят ваши ковры, давайте расположим их в нашем выставочном зале.
Рефлексия.
Литература:
1. Ковалько В. И. «Азбука физминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы». – М. : ВАКО, 2011
2. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.) : Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005.
4. Николаева Э,Ф., Смолякова Е. В., Кривошеева О. В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012 / интернетресурс/.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Детство - Пресс, 2002.