Наталья Салтовец
Конспект НОД по финансовой грамотности «В поисках клада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «В поисках клада»
Программное содержание
1. Познакомить с историей возникновения денег. Продолжать учить детей работать с картой – схемой.
2. Показать детям движение денег от монетного двора до покупки.
3. Закрепить знания детей о понятиях банк и банкомат, кладоискатели.
Закреплять знания о формировании семейного бюджета и товарах первой необходимости.
Уточнять знания про объёмные фигуры, уметь отличать плоскостные от объёмных.
4. Развивать внимание, мышление, память, ориентировку в пространстве, речевые навыки (умение высказывать свои мысли).
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „В поисках клада“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
5. Воспитывать бережное отношение к вещам, окружающим ребёнка, умение работать в паре.
Предварительная работа:
- Знакомство и рассказ об истории возникновения денег;
- Работа с денежными купюрами и беседа про банк;
- Беседа о формировании и распределении семейного бюджета, о товарах первой необходимости.
Методы и приё мы :
• Словесные - вопросы, индивидуальные ответы;
• Игровые – игра «Доходы и расходы», игра «Закрой правильно»;
• Наглядные – денежные купюры и монеты, картинки с изображением товаров, карта – схема;
• Практические – работа с денежными единицами, игра с фишками, работа с таблицей и фишками, работа с набором картинок;
• Репродуктивный – закрепление знаний о формировании семейного бюджета и товаров первой необходимости.
Словарная работа: Упражнять в употреблении существительного (деньги) в роде, числе и падеже с различными частями речи; совершенствовать произношение и правильное употребление понятий: семейный бюджет, банкнота, денежные единицы, рубли, товар, покупки, банк, банковские карточки.
Оборудование: карта – схема, картинки с изображением первобытных людей, денег, денежные купюры разных стран, картинки банка, банкомата, фишки синего и красного цветов по количеству детей, картинки – таблицы с изображением различных товаров, иллюстрации с изображением того, что нельзя купить за деньги и фишки, картинки с изображением завода, банка, банкомата, кошелька.
Структура НОД
1. Вводная часть – 3-4 мин.
2. Основная часть - 23 мин.
Выбрать только денежные купюры России и сложить банкноту из пазлов
Игра «Доход – расход» (поднять фишку нужного цвета)
Закрыть фишками только товары первой необходимости
Разминка
Выбрать картинки только с изображением того, что нельзя купить за деньги
Выложить цепочку «движения» денег от завода до покупки.
3. Заключительная часть - 3 мин.
Ход занятия
Дети входят в группу под песню «Деньги – Лепесточки»
Воспитатель – Дети давайте поприветствуем друг друга. (Дети вместе с воспитателем произносят слова)
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопки в ладоши)
Воспитатель – Ребята, вчера я была в библиотеке, листала одну интересную книгу. И между страниц увидела карту. Я подумала, что вам будет интересно.
- Поэтому сегодня я вам хочу предложить отправиться на поиски клада.
- Вы хотите найти клад? (Да)
Воспитатель – Давайте рассмотрим карту.
- Что вы видите? Посмотрите внимательно, может вы видите что-то вам знакомое? (Это наша группа)
- Я предлагаю начать поиски с нижнего левого угла.
- Матвей, какая там фигура там расположена? (Жёлтая призма треугольной формы)
- Посмотрите вокруг и постарайтесь найти эту фигуру в группе.
- Ребята, а под этой фигурой какое-то задание. (Дети стоят около общего стола) Воспитатель – Чтобы что – то купить в магазине, нужно за товар что сделать? (Заплатить)
- Чем заплатить? (Деньгами)
(Беседа сопровождается показом картинок и самих денежных купюр)
- Правильно, а знаете, как появились деньги? Было время, когда люди ещё не знали, что такое деньги, и они просто обменивались необходимыми вещами. Деньги заменяли кольца, шкуры животных, бусинки. Видите, без денег было не очень удобно обмениваться друг с другом, нужно было носить товар с собой. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить, как деньги. И тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Самыми удобными оказались металлические деньги.
- Как их назвали? (Монеты)
Воспитатель - Но у металлических монет оказался один важный недостаток, они оказались тяжелыми. И тогда появились первые бумажные деньги. Они были очень большого размера, как лист бумаги.
- Как называются бумажные деньги? (Купюры)
Воспитатель – Каждое государство имеет свои деньги.
- В какой стране мы живём? (Россия)
- Как называются деньги России? (Рубли)
- Вот вам задание. (Дети перемещаются на ковёр) Девочкам среди всех купюр необходимо выбрать только российские рубли. А мальчики соберут банкноту из пазл. (Дети выполняют задания).
- Назовите купюры и монеты, которые вы отобрали.
- Какую банкноту собрали мальчики? (200 рублей)
- Молодцы с первым заданием справились, можем отправляться дальше.
Воспитатель – Посмотрите снова на карту. Куда нас ведёт стрелка? (К синему кубу.)
- Посмотрите вокруг себя и найдите синий куб. Ребята, я удивлена, но нас здесь ждёт задание.
- Как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги? (Родители получают зарплату, дедушка и бабушка получают пенсию, старший брат или сестра учатся и получают стипендию, сдают в аренду жильё, делают нужные вещи для других и продают их.)
Воспитатель - Этот доход семьи как называется? (Бюджет)
- Бюджет распределяется на определённые нужды. Есть то, на что надо отложить и потратить деньги обязательно, каждый месяц.
- Назовите, что это? (Продукты питания, одежда, лекарства, оплата коммунальных услуг, оплата транспорта, сотовой (мобильной) связи)
- И только после распределения бюджета, если остались средства (деньги, можно их потратить на то, что хочется. (Дети садятся полукругом на лавочки)
Воспитатель – Давайте поиграем с вами в игру «Доходы и расходы». Я буду называть действие, а вы показывать знаками (плюс или минус, это доход или расход: Папа получил зарплату, заболела бабушка, мама выиграла приз, сестра потеряла кошелёк, заплатили за квартиру, брат получил стипендию, купили телевизор, бабушка продала пирожки, брат порвал куртку. (У каждого ребёнка + и -)
- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?
- Можно ли жить, и не тратить деньги ни на что? (Нет).
Воспитатель – Существуют разные потребности. Давайте посмотрим на картинки и определим, какие потребности обязательные, а какие нет.
- Закройте фишками только те товары, которые обязательны к покупке.
- Назовите эти товары. (Задание выполняется за столами, у каждого картинки с товарами и фишки- знаки)
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель – Снова вернёмся к карте. Куда же нам показывает стрелка путь далее? (Зелёный цилиндр)
- Найдите пожалуйста такую фигуру. И снова здесь задание.
- Здесь нас ждёт разминка (под песню «До- ре- ми)
«Разминка» «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель - Движемся далее, и на нашем пути стрелка указывает на какую фигуру? (Фиолетовый цилиндр.)
- Ребята, мы выяснили, что есть товары, которые обязательны к покупке, а есть товары, без которых можно обойтись.
- Скажите, а всё ли можно купить за деньги? (Нет)
- Возьмите конверты, работать вы будете в парах, выберите картинки с изображением того, что нельзя купить за деньги и назовите это.
-Молодцы, вы всегда должны помнить и ценить это.
(Дети подходят к общему столу)
Воспитатель - Назовите следующую на карте фигуру (Это красный куб.)
- Прежде чем попасть к людям, деньги изготавливают на специальном заводе, он называется «Монетный двор». Такой завод в нашей стране всего один. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. То есть Банк – это место для хранения денег. У людей есть банковские карточки. Они небольшие по размеру и их удобно хранить. В банке стоят банкоматы.
- Как вы думаете, для чего они там стоят? (Снимать свои деньги с карточки)
- После того, как деньги сняли из банкомата, куда их кладут? (Кладут в кошелёк)
- А затем люди тратят деньги по необходимости.
Воспитатель – Давайте попробуем с вами выложить цепочку перемещения денег от изготовления до покупки товара. (Дети выкладывают цепочку с помощью картинок)
- А теперь посмотрите по карте – схеме где находится клад и найдите его. (Дети находят мешок с шоколадными монетами.)
Воспитатель – Ну вот и наш клад.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что мы искали?
- А как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели)
- Что вам запомнилось больше всего?
- Давайте вместе за руки возьмё мся: - А теперь мы улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!