Елена Алёшина
Конспект НООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Как заработать деньги своим умом»
▼ Скачать + Заказать документы
по финансовой грамотности в подготовительной группе
«Как заработать деньги своим умом»
Подготовила и провела
Публикация «Конспект НООД по финансовой грамотности в подготовительной группе „Как заработать деньги своим умом“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. История возникновения денег
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
воспитатель: Алёшина Е. Л.
г. Феодосия
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы
Задачи:
Образовательные:
- закрепить с детьми понятие «деньги», «кошелёк»; «купюра», «монета», «банк». «копилка», «достоинство монеты», «Семейный бюджет», «необходимые траты», «желаемые траты»;
- способствовать формированию коммуникативных отношений; - закрепить название русских денег «рубль», «копейка»;
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.
Развивающие:
-развивать экономический кругозор;
-развивать логическое и нестандартное мышление,
-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к деньгам.
-воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.
Методы и приё мы:
Наглядные: иллюстративный материал.
Словесные: беседа, творческое задание.
Практические: работа с раздаточным материалом, метод «одновременной имитации».
Формы работы:
Игровая.
Словарная работа: активизировать словарь по теме.
Подготовительная работа :
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор материала (произведений художественной литературы, детские песенки, занимательные игры, практические ситуации,
- подборка дидактических игр.
Предварительная работа.
Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов по теме, разучивание пословиц и поговорок, работа с раздаточным материалом.
Подготовительная работа :
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор материала (произведений художественной литературы, детские песенки, занимательные игры, практические ситуации,
- подборка дидактических игр.
Оборудование и атрибуты:
- кошелёк с монетами и банкнотами;
- кошельки на каждого ребёнка;
- картинки с изображениями кошелька, банка, копилки на каждого ребёнка;
- монеты разного достоинства на каждого ребёнка;
- «чёрный ящик»;
- картинки с изображениями отгадок на загадки;
- трафареты цветов, листьев, флажков на каждого ребёнка;
- цветная бумага;
- фломастеры на каждого ребёнка;
- мешочек с монетами;
- трафареты иероглифов «счастье, «достаток», «солнце»;
- шоколадные монеты на каждого ребёнка.
Ход:
В зал входят воспитатель с детьми под музыкальное сопровождение («Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка») и выстраиваются полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, но так как это делают в разных странах.
Японцы приветствуют друг друга с помощью поклона (слайд1);
в Индии говорят слово «намасте» и поднимают перед грудью руки (слайд 2);
Арабы скрещивают руки на груди (слайд 3);
в Новой Гвинее иностранцев приветствуют взлетом бровей (слайд 4);
в Тибете, ребенок, встречаясь, снимает шапку, немного наклоняет голову, они ещё что-то делают, но мы с вами то повторять не будем (слайд 5);
ну и конечно в России говорят «здравствуйте» и пожимают руку (слайд 6).
В зал вбегает Лиса Алиса и что-то ищет.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам торопится? (Лиса). А так это Лиса Алиса из сказки «Золотой ключик!» (слайд 7)
Воспитатель: Здравствуй, Лиса Алиса!
Лиса: Ой! Здравствуйте!
Воспитатель: Алиса, у тебя что- то случилось?
Лиса: Да! Где-то выронила свой кошелёк, а там много чего нужного лежит, мне без него никак!
Воспитатель: Ребята! Давайте поможем Алисе найти кошелёк! (да)
А какой он был?
Лиса описывает кошелёк.
Воспитатель:
-Ну что ж давайте искать! (находят под кустом)
Ребё нок:
- Алиса, а моё стихотворение поможет быстро найти кошелё к:
Он не узок, не широк -
просто чудо – кошелёк!
фунты, доллары, рубли,
словно в море корабли,
мимо пусть не проплывут,
в кошельке найдут приют.
Лиса:
- Ой! Это мой кошелёк! Спасибо, ребята за вашу доброту!
Воспитатель:
- Алиса, ты теперь внимательно проверь кошелёк, всё ли там на месте?
Воспитатель:
- А пока Алиса проверяет свой кошелёк, я хочу ребята спросить у вас, для чего нужен кошелёк? Как им пользоваться? (ответы детей)
- Правильно, кошелек используют для денег.
Лиса показывает:
- Да, в кошельке всё на месте.
Воспитатель:
- Лиса Алиса, а мы хотим тебя спросить, а ты по назначению используешь свой кошелёк?
Лиса:
- Да, вот посмотрите сами, что в нем лежит (показывает, достаёт монеты, банкноты, дети рассматривают содержимое кошелька).
Воспитатель:
- Правильно и мы недавно говорили о том, что такое деньги. Посмотрите и скажите, как называются вот эти металлические деньги? (монеты). Как называются бумажные деньги? (купюры или банкноты).
А кто из вас знает, как называются монеты и купюры в нашей стране Россия? (копейки и рубли). (слайд 8)
Лиса:
- Ну что, как вы считаете, правильно использую я кошелёк? (да)
Воспитатель:
- Да, ребята, Алиса правильно хранит деньги, а давайте вспомним сказку Алексея Толстого «Золотой ключик», кто был главным героем сказки? (Буратино.)
- Напомните, откуда у Буратино появились 5 золотых монет?
Дети:
- Буратино 5 золотых монет подарил
Карабас-Барабас. Сказал ему вернуться домой и отдать деньги папе Карло, с условием, чтобы Карло ни в коем случае не уезжал из своей каморки.
- А куда он дел свои монеты, когда познакомился с лисой Алисой и Котом Базилио? (закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда).
- Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). (слайд 9)
Воспитатель:
- Ребята, а разве деньги могут расти на дереве? (нет)
Воспитатель:
- Получается лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино? (ответы детей). Алиса как вам не стыдно!
Лиса:
- Извините, меня, пожалуйста! Я больше никого обманывать не буду!
Воспитатель:
- Ну, что ребята поверим Алисе? (да) Я предлагаю тебе Алиса, погостить у нас.
Лиса:
- Спасибо большое, я с удовольствием побуду с вами!
Воспитатель:
- Продолжаем нашу дискуссию.
- Ребята, как думаете, за что можно получить деньги? (за труд - зарплата, за хорошую учебу - стипендия, за многолетний труд - пенсия, найти клад).
- Мы с вами попробуем заработать деньги своими правильными ответами, а Лиса Алиса будет мне помогать и раздавать монеты за правильные ответы. А свои заработанные монеты вы будете складывать в свои кошельки, которые сделали на занятии в группе.
1 Практическое задание:
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Положи монеты в банк, копилку, кошелёк». На столе, перед каждым из вас, лежат: кошелёк, картинка с изображение банка и копилка-поросёнок. На этих предметах написана цифра указывающая, количество монет, которые нужно положить в банк, кошелёк и копилку. За каждый правильный ответ можно получить награду, монетку достоинством 2 р. (слайд 10)
- Но прежде, чем приступить к выполнению задания, скажите мне пожалуйста, что такое «монета», «достоинство монеты», «банк», копилка?
Дети:
Монета — денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.
ребё нок:
У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь —
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой.
Достоинство монеты – это её цена.
Банк - это учреждение, производящее операции с деньгами.
Копи лка — ёмкость или специальное приспособление для хранения и накопления монет.
После выполнения задания идёт награждение монетами.
2 Практическое задание (слайд 11) :
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Подсчитайте семейный бюджет», но сначала скажите, что такое семейный бюджет
Ребё нок:
- Семейный бюджет – определенная сумма денег, которую семья планирует потратить за какой-то промежуток времени.
Я предлагаю вам решить задачи, слушайте внимательно, чтоб не ошибиться с ответом.
Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
В кошельке лежало 10 монет. Мама за 1 рубль купила хлеб, папа купил бензин за 2 рубля, бабушка с дедушкой купили баранки за 1 рубль. Сколько осталось монет в кошельке? (6 монет)
После выполнения задания идёт награждение монетами.
3 практическое задание:
Воспитатель:
- Внимание, чёрный ящик. Вы должны угадать, что лежит в чёрном ящике отгадав загадки (слайд12) :
Люди ходят на базар
Там дешевле весь…
(Товар)
*
На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
*
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)
*
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет…
(Бизнесмен)
*
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…
(Банкир)
*
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …
(Банке)
*
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)
*
Очень вкусная витрина
Овощного…
(Магазина)
*
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
(Продавцы)
*
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)
*
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)
*
Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(Монета)
*
Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
*
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Все найдется на прилавке –
От одежды до булавки.
(Супермаркет)
*
Маленькая,
Кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна.
(Монета)
*
Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли?
(В аптеке)
*
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?
(Покупатель)
После выполнения задания идёт награждение монетами.
Воспитатель:
- Да, нелёгкое это дело, деньги зарабатывать. Поэтому давайте немножко отдохнём.
Физминутка (слайд 13).
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
4 практическое задание (слайд 14)
воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что такое желательные траты и необходимые траты?
Дети:
Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись (примеры).
Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь без них обойтись (примеры).
Воспитатель:
- Правильно, для того, чтобы жить в достатке нужно экономить. Дети младшей группы попросили нас приготовить цветы, флажки, листья для украшения группы. Передали вам цветную бумагу и лекала. Кто сумеет экономно использовать цветную бумагу, уместить на ней больше цветов, листьев и флажков, тот сэкономит цветную бумагу и заработает монету. Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните: фигуры не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько фигур у вас получилось.
После выполнения задания идёт награждение монетами.
Воспитатель (слайд 15) :
- Ребята, мы с вами говорили о том, российский рубль металлический. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелые и занимают много места (Дети пробуют в руке мешочек с копейками). И поэтому люди придумали выход, какой?
Дети:
- Так как металлические деньги были очень тяжёлыми, то впервые появились на свете бумажные деньги. Появились они в Китае, сначала они были очень большого размера как лист бумаги.
- На территории Китая не хватало золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. (слайд 16)
Звучит китайская мелодия (дети выходят из-за столов и становятся в круг).
Релаксация
Воспитатель:
- Что за волшебная музыка звучит? Она нам позволит превратиться в:
- красивых птиц (взмахи руками имитирующие взмахи крыльями);
- деревья, которые качаются на ветру (взмахи руками из стороны в сторону);
- засыпающий цветок (присесть сложив руки под щекой и закрыть глаза);
- вода, бегущая в ручье (бег по кругу).
И наш ручей привел нас в китайскую мастерскую.
«Китайская мастерская» (слайд17)
Воспитатель :
- Каждому из вас приготовлены заготовки для росписи, и вы как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, закрасить трафарет образца иероглифа (дети работают за столами).
- Дети покажите, как вы выполнили свою работу. Что вы делали? (ответы детей). Каждый иероглиф имеет свое значение, у Кати - счастье, у Вовы - Солнце, у Насти-Достаток. Давайте эти иероглифы мы подарим нашим гостям и пожелаем им жить счастливыми под ярким солнцем в достатке! (слайд 18)
Воспитатель (слайд 19) :
- Ребята, какие вы молодцы. Сегодня вы своим умом и своим трудом заработали много монет, а вот сколько у каждого монет, это мы узнаем в группе. За ваш труд получайте и вознаграждение ( сюрпризный момент: шоколадные монеты).