Светлана Астахова
«Где живет добро». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
h3]Тема. Где живет добро[/h3]
Цель: формирование моральных представлений о добре и зле.
Задачи:
• формировать умения детей оценивать поступки (свои и других лиц);
• формировать представления о понятиях "добро" и "зло";
• развивать наблюдательность, мышление, связную речь, внимательность;
• воспитывать лучшие человеческие качества, стремление избавиться от плохих привычек
Предварительная работа: анализ жизненных явлений, чтение сказок, ознакомление с поговорками и пословицами по теме.
Материал: плоскостное изображение букв (Д, О, Б, Р, О); материал для проведения дидактических игр, пословицы и поговорки о добре и зле.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II. Основная часть
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли буквы. И они захотели превратиться
в слово (На доске воспитатель выставляет плоскостное изображение букв «Д», «О», «Б»,«Р», «О»)
- Какое слово можно составить из этих букв? (Добро)
- Что такое добро?
Предполагаемые ответы детей: добро – искреннее желание помогать другим, но не только людям, но и всем живым существам; добро – это нежность, забота, внимание, дружба, любовь…
- Какое слово противоположное этому слову? (Зло)
- Как вы считаете, что такое зло?
Предполагаемые ответы детей: зло – жестокость, грубость, зависть, предательство; зло — это когда люди делают плохо, больно окружающим, друзьям.
- Какое понятие лучшее? Почему?
- Какие литературные произведения чаще всего рассказывают о добре и зле?
- Конечно же это сказки!
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Дидактическая игра «Узнай героя сказки»
- Все вы любите сказки? В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы
поиграем в игру «Узнай героя сказки»
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор.
(Айболит)
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная.
(Баба-Яга)
Человек немолодой,
Во-о-от с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
И, вообще, для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто такой он?
(Карабас)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка)
Воспитатель выставляет изображение отгаданных героев сказок.
- Ребята, назовите, пожалуйста, добрых героев, которые совершают добрые поступки. (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, каких сказочных героев вы не назвали. Почему? (Ответы детей). Давайте мы их назовем.
Дети: Карабас, Баба-Яга
- Какие поступки совершили эти герои? (Ответы детей)
- Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
- Только ли в сказке можно встретить добро и зло? (Рассуждения детей). Люди в
повседневной жизни также могут поступать хорошо и плохо
Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и
плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки Дети должны
рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.
Варианты для игры:
1. Голодный котенок сидит под скамейкой в парке. Девочка накормила его.
2. Мальчик из рогатки целится в птиц.
3. Девочка помогает маме накрывать на стол
4. Мама убирает в комнате, а сын смотрит телевизор сидя на диване и т. д.
5. Дети смеются над плачущим от боли мальчиком
6. Мальчики ссорятся, отнимая друг у друга машину
7. Дети дружно строят дом из конструктора
- Добро и зло всегда рядом живут, постоянно соревнуются.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову. [
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
- Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.
Лживость – честность
Жестокость – доброта
Несправедливость – справедливость
Грубость – вежливость
Лицемерие – искренность
Лень – трудолюбие
Замкнутость - общительность
- Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. Добрые дела славят человека. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком? (Ответы детей)
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Дети передают мяч по кругу и каждый, у кого окажется мяч, рассказывает о своих добрых делах)
Предполагаемые ответы детей: помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой, починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т. д.).
- Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
III. Заключительная часть
- Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе добро или зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?