Людмила Тарасова
Конспект НОД по дизайну в старшей логопедической группе «Чайный салон»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные:
Сформировать умения детей в области кулинарного дизайна
Познакомить детей с азами кулинарии – искусством украшения пряников;
Совершенствовать технические умения и навыки в работе с нетрадиционными художественными материалами и навыки композиционного построения узора на объемных формах;
Закрепить ранее полученные знания об истории возникновения пряников на Руси;
Расширить представление детей о профессиях – повара и кондитера;
Систематизировать знания детей о сервировке стола к чаепитию;
Продолжать учить детей складывать бумажную салфетку в форме «Веер».
Публикация «Конспект НОД по дизайну в старшей логопедической группе „Чайный салон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
Развивающие:
Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение детей при оформлении пряников;
Развить интерес к русским народным традициям украшения пряников, побуждать к активному творчеству.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эстетический вкус, аккуратность;
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, уважение к труду пряничных мастеров.
Коррекционные задачи:
Обобщить и активизировать словарь детей (пряник, пряности, кондитер, лепной, печатный, силуэтный, сервировка и т. д.);
Совершенствовать умение отвечать на вопросы, полными, развернутыми предложениями, согласовывая при этом все члены предложения;
Развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Мультимедийная презентация; волшебная скатерть; продукты для игры: (мука, яйца, вода, мед, масло, сахар, соль, пряности, овощи, макароны); 7 фартуков. 7 колпаков; готовые пряники – 12 шт. ; пищевой цветной гель; скатерть для сервировки стола; одноразовые скатерти; посуда чайная (чашки, блюдца, чайник, сахарница, чайные ложки); салфетки (бумажные, полотняные); влажные салфетки; бумажные полотенца.
Предварительная работа: НОД «Профессия – кондитер-кулинар». Беседа «Русский пряник». Художественное творчество: рисование «Расписные пряники», лепка «Козули», сервировка стола для чаепития, конструирование из бумаги «Салфеточный этикет».
Ход мероприятия
- Ребята, вы когда-нибудь были в кафе или чайном салоне?
Сейчас, предлагаю всем вместе отправиться в чайный салон. А поможет нам в этом волшебная скатерть. Для этого нам надо взяться за скатерть и произнести волшебные слова.
Кукле, мукле, фукле, фон – перенеси нас скатерть в чайный салон!
Слайд 1. (На экране появляется надпись «Чайный салон»).
Слайд 2. Изображение - Пончик
Пончик: Здравствуйте дорогие гости! Меня зовут Пончик. Я рад вас приветствовать в нашем чайном салоне.
Слайд 3. Изображение - выпечка
Пончик: Наш чайный салон славится вкусной выпечкой – пряниками, да булочками. А вы знаете, как назывался первый пряник? (Первый пряник называли «медовым хлебом»).
Слайд 4. Изображение – медовый хлеб
Пончик: - Почему медовый хлеб стали называть пряником? (В тесто стали добавлять мед и разные (пахучие) травы или по-другому можно сказать пряности, поэтому медовый хлеб стали называть пряником).
Слайд 5. Изображение – разные виды пряников
Пончик: - Пряничные мастера пекли пряники разных видов. Какие виды пряников вы знаете? (Лепные, печатные, силуэтные - вырезные).
Воспитатель: Послушайте рассказы детей о разных видах пряников, которые они подготовили вместе с родителями.
(Дети рассказывают о видах пряников)
Слайд 6. Изображение – лепной пряник
Ребенок - Лепной пряник лепят из теста руками, так же, как лепят фигурки из пластилина. Ещё эти пряники называют «козули».
Воспитатель: А козулями эти пряники назвали в честь животных - козы и козла, которые считались символами плодородия. Пекли козули на новогодние праздники. Чтобы обеспечить благополучие в доме, козулями одаривали родных, детей, ставили на окно, украшали елку.
Слайд 7. Изображение – печатный пряник
Ребенок - Печатный пряник изготавливают с помощью пряничной доски.
Воспитатель: На деревянной доске мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, рыб, солнца и другие. Затем в углубление пряничной доски мастер вкладывал тесто и ставил доску в печь. Когда пряники испекутся, доски доставали из печи, переворачивали, и вот пряник с картинкой готов.
Слайд 8. Изображение – силуэтный пряник
Ребенок - Силуэтные или вырезные пряники вырезаются из теста ножом или с помощью формочек. Фигурки пекли, а потом украшали.
Слайд 9. Изображение – Пончик
Пончик: Ребята, а вы любите играть? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Отбери продукты для изготовления пряников»
(Дидактическое упражнение «Отбери продукты для изготовления пряников» - дети делятся на две команды и отбирают продукты (мука, яйца, вода, мед, масло, соль, сахар, пряности).
Воспитатель: На Руси так полюбили пряники, что про них стали придумывать пословицы стихи, потешки, песни. Вот послушайте потешку про двух друзей, а называется она «Пряник»
Инсценировка потешки «Пряник».
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Пряник нашли.
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- А где же он?
- Кто?
- Пряник.
- Какой пряник?
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Ты пряник ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный он?
- Очень!
Слайд 10. Изображение – повар и кондитер
Воспитатель: Как называется профессия людей, которые изготавливают пряники? (Профессия людей, которые изготавливают пряники, называется кондитер-кулинар).
- Чем отличается профессия кондитера от профессии повара?
Дети рассказывают стихотворения
Повар варит для деток А кондитер-кулинар
Супчик, картошку, котлетки. Вот какой имеет дар –
Готовит кашку, запеканку, Печет он пирожки,
Салатик со сметанкой. Пряники и рожки
Слайд 11 - 15. Изображение – карточки для игры
Пончик: Посмотрите на экран и скажите, что на этих карточках лишнее?
Дидактическое упражнение «Четвертый лишний?» (см. rodnaya-tropinka.ru Дошкольникам о профессиях. Кондитер)
Пончик: Ребята, внимательно посмотрите на экран и назовите специальную одежду, которая нужна кондитеру для работы? (Для работы кондитеру нужен колпак, фартук или халат).
Воспитатель: Для чего кондитеру нужен колпак? (Колпак нужен кондитеру для того, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку).
Зачем кондитеру нужен халат или фартук? (Фартук и халат нужны кондитеру, для того чтобы не испачкать свою одежду, ещё, чтобы пыль и нитки с одежды не попали в выпечку).
Слайд 16. Изображение - Пончик
Пончик: Сейчас я вам предлагаю побыть в роли кондитеров-дизайнеров и попробовать самим украсить пряник пищевым гелем.
Воспитатель: Хотите стать кондитерами-дизайнерами?
Пончик: Тогда приступайте к работе. Вот вам пряники!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пряники-сердечки приготовил Пончик. Какие элементы узора можно изобразить на прянике? (точки, цветы, листья, разные линии, круги, ромбы и т. д.). Как можно расположить узор на сердечке? (По краям, в центре, по всему сердечку).
Прежде чем приступить к работе, давайте протрем руки влажной салфеткой, а затем наденем фартук и колпак.
Дети украшают пряники пищевым гелем.
Воспитатель: Пока гель подсыхает, предлагаю накрыть стол для чаепития.
- Какие предметы нужны для чаепития? (скатерть, ваза с цветами, салфетки, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница, чайник).
- В какой последовательности мы будем сервировать стол для чаепития. (Сначала в центр ставится ваза с цветами, сахарница, чайник, блюдо с угощеньями. По краю стола ставятся блюдца, чашки, чайные ложки и салфетки).
- Какую из этих двух композиций можно выбрать для украшения стола? Почему вы так думаете? (Надо поставить вазу с низкими цветами. Если поставить на стол вазу с высокими цветами, то людям не будет видно друг друга и им будет неудобно общаться).
- Приступим к сервировке стола.
Дети сервируют стол для чаепития
Воспитатель: Какого предмета не хватает на столе? (салфетки). Салфетка - очень важный элемент в сервировке стола. Во-первых, она используется для украшения, а во-вторых, это необходимая принадлежность при приеме любой пищи. Сейчас при сервировке стола используются полотняные и бумажные салфетки. А чтобы стол выглядел красивее, салфеткам придают разную форму. Какую например? (веер, ракушка, свеча, тюльпан, лилия и т. д.).
Для украшения нашего праздничного стола предлагаю вам сложить салфетку в форме «Веер».
- Как вы думаете, какие салфетки подойдут к нашему столу? Почему вы так считаете? (В тон скатерти, подходят к чайной посуде).
Давайте вспомним, как складывается салфетка в форме «веер».
Сложить салфетку пополам.
Салфетку сложить «гармошкой» чуть больше её длины.
Сложить полученную «гармошку» пополам.
Не сложенную часть салфетки сложить «косынкой».
Раскрыть «веер».
Слайд 17 Изображение - Пончик
Пончик: Стол накрыт. Пряники готовы. Приглашаю на чаепитие.
После чаепития дети возвращаются с помощью волшебной скатерти назад в группу.
- Понравилось вам в кафе?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие трудности у вас возникли?
- С какими заданиями вам было легко справиться? Почему?