Оксана Огородник
Конспект НОД «Перелетные птицы» в старшей группе
Цель образовательной деятельности:
Систематизация и обобщение представлении у детей старшего дошкольного возраста о зимующих и перелетных птицах, об особенностях их обитания и опасностях перелета.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
Углубить представления детей о причинах отлета птиц.
Публикация «Конспект НОД „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Углубить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Сформировать у детей представления об основных свойствах птичьих перьев (легкие, не намокают).
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
Развивать любознательность, активность, самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
Беседы с детьми о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»
Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н. Сладкова; «Гаечки» М. Пришвина;
рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т. Шорыгиной.
Материалы: Картинки с изображением перелетных птиц, картонные заготовки «снежинка и солнышко», мяч, ватман с разметкой интернетной страницы, картинки бабочек, схема перелета птиц, перья, емкости с водой, растительным маслом, кормушка и корм для птиц.
Ход образовательной деятельности.
I. Мотивационно-побудительный этап
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами рассуждали о том, что такое интернет? Интернет враг или друг? И говорили о том, что в наше время люди с помощью интернет передают информацию друг другу.
Воспитатель передает мяч по кругу : Давайте представим, что мяч это у нас информация, которая побежала по сети-интернет, а мы сегодня будем блогерами-т. е. людьми, которые собирают интересную информацию и записывают ее на своей интернет-странице. Вот у нас наша страница и мы ее сегодня заполним информацией о перелетных птицах. Мы сегодня БЛОГЕРЫ!
II. Основной этап
Воспитатель: Мы уже много что о птицах знаем. Но не знаем –что заставляет некоторых птиц покинуть родной дом? Как они летят в жаркие страны? И какие опасности подстерегают их в пути?
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь картинки разных птиц. Давайте разделим их на зимующих и перелетных, и разместим картинки на снежинке (зимующие, и на солнышке (перелетные).
Дети размещают на «страничке интернета» часть птиц на солнышке, часть на снежинке, дают птицам названия.
Молодцы! Мы с вами разделили птиц. Но почему же некоторые из них улетают. Давайте подумаем, что нужно птицам для жизни?
Да, корм. А что птицы едят?
Вот перед вами сухой корм (семечки, ягоды, крошки) и живой (картинки бабочек, мошек, жучков). Все ли птицы питаются одинаково? Поставьте картинки с сухим и живым кормом к тем птицам, которые едят такой корм.
Дети размещают на ватмане (интернет-странице)картинку с бабочкой около перелетных птиц, а кормушку с сухим кормом около зимующих.
Ну что же на первый вопрос мы ответили- заставляет некоторых птиц покинуть родной дом –голод. Они летят за живым кормом. И этих птиц мы называем перелетными!
Продолжаем заполнять нашу блогерскую страницу. И у нас второй вопрос-как птицы летят. Давайте зарисуем.
Дети выполняют коллективную работу –зарисовывают на ватмане – какие бывают птичьи стаи в полете (цепочка, косяк, стая)
Ну, а теперь я предлагаю вам тоже полетать!
Физкультминутка,
Ну-ка, птички, полетели
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
Воспитатель: А теперь ребята, нам предстоит выяснить: какие же опасности подстерегают птиц на пути. Давайте проведем эксперимент.
После долгого перелета птицам хочется отдохнуть, и они конечно находят себе пристанище. Лесные птицы- в лесу, луговые –на лугу, а вот водоплавующие на воде. Перед нами емкость с водой (таз, мы выливаем туда масло и видим, что на поверхности воды образовалось масляное пятно.
А чем покрыто тело птиц?
Дети берут в руки по перышку и подкидывают их, дуют на них. Делают вывод, что сухие перья всегда легкие и пушисты.
А теперь давайте представим, что стая уток села на такой водоем, где сверху разлито масляное пятно (бензин, нефть).
Дети опускают перья в воду с маслом. Рассматривают слипшиеся перья, и делают вывод, что перья слиплись, стали тяжелыми, и, следовательно, такая птица не взлетит больше и погибнет.
Воспитатель дополняет вывод детей рассказом об экологических катастрофах, когда гибнет большое количество перелетных птиц. И задает детям вопрос: виноваты ли люди в этом и что надо сделать, чтобы не допустить гибели птиц.
Дети пытаются найти решение экологической проблемы. А на своей интернет-странице размещают значки «НЕТ загрязненным водоемам»
III. Этап Рефлексия
Ребята, вы сегодня поработали настоящими блогерами и создали свою интернет-страницу, на которй разместили научную и полезную информацию.
Давайте посмотрим что у нас получилось.
Дети рассматривают созданный творческий продукт, где зафиксированы все этапы их исследовательской деятельности. Воспитатель еще раз в кратком изложении, анализирует все, что они в совместной деятельности узнали нового.