Елена Романова
Конспект НОД «Пчёлки-добрые подружки» для детей 6–7 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Пчёлки - добрые подружки.
Осенняя сказка
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с разными сортами мёда, его питательными и целебными свойствами.
Задачи: образовательные: расширять представления детей о жизни пчёл; уточнять представление о меде, его целебных свойствах; познакомить с медоносными растениями; расширять словарный запас детей (соты, воск, нектар, прополис, медоносы и т. п.); способствовать умению детей образовывать относительные прилагательные, сложные слова. Закреплять навык чистого интонирования, поощрять творческие проявления при выборе способов действия, интонации, мимики при передаче игровых образов. Развивающие: способствовать развитию познавательной активности в процессе НОД; развивать воображение, умение высказывать свои мысли. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД „Пчёлки-добрые подружки“ для детей 6–7 года жизни» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
Ход НОД. [/b]
Воспитатель: Ребята, я только что узнала, что на лесной полянке случилась беда: с приходом осенних холодов заболели лесные звери. Как же им помочь? Как вы думаете, чем могут лечиться звери? (Ответы детей). Послушайте загадку: Лакомятся мишки Взрослые, детишки Сладким, ароматным И на вкус приятным. О чём эта загадка, догадались? Дети: О мёде. Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, как появился мёд? (В свободной беседе выявляются знания детей о происхождении мёда. Дети рассказывают, что мёд собирают пчёлы с цветов). Воспитатель: Правильно, появлению мёда на наших столах мы обязаны этой маленькой труженице – пчёлке. Существует около 20 тысяч видов пчёл, но своей славой они обязаны одному виду пчёл – пчеле медоносной или благородной. Пчёлы живут большими семьями от 40 до 80 тысяч пчёл. А где живут пчёлы? Дети: В дупле дерева, в улье. Воспитатель: Верно, именно в них пчёлки пережидают и непогоду, и зимние холода. Весной, когда воздух прогревается, пчёлы вылетают на облёт, на разведку. Как вы думаете, что ищут пчёлы?
Дети: Хотят узнать, зацвели цветы или нет. Воспитатель: В полёте пчела с великолепной точностью фиксирует мелькающие внизу цветы. Цветы она видит не так, как мы с вами. Синий. Жёлтый, белый и чёрный цвета пчела различает, а вот красный кажется ей скучным серым цветом. Пчела узнаёт цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики. Не на все цветы присаживается пчела, чтобы извлечь нектар, -предпочтение отдаёт медоносам: медунице, гречихе, липовому цвету. Как вы думаете, почему эти растения называют «медоносами»? Дети: Потому, что они выделяют много нектара. Воспитатель: Правильно. Нектар, первопродукт мёда. Собирается сосущим хоботком в зобик пчелы. Собранный нектар пчела несёт в улей и откладывает в ячейки сот. Здесь рождается мёд. (Прошу детей подойти к выставке мёда. Они рассматривают разные сорта мёда, отмечают его отличия по цвету, запаху, вкусу) Воспитатель: Каждый сорт мёда получил своё название по растению, с которого был собран. Вот этот мёд собран с гречихи, значит он «гречишный», этот с клевера, значит (клеверный). А вот это – липовый мёд, он собран (с липового дерева). А как, по - вашему, называется мёд, собранный с разных цветов? Дети: Цветочный мёд. Воспитатель: (показываю костюм пчеловода). Ребята, как вы думаете, что это? Дети: Костюм пчеловода. Воспитатель: Верно, в этом костюме пчеловод вынимает рамки из ульев. Почему он закрывает лицо сеткой? Дети: Потому, что белый цвет успокаивает, а яркие цвета возбуждают пчёл, они думают, что это цветы. Воспитатель: Ребята, а это воск. У пчёл есть восковые железы, которые выделяют воск. Из него пчёлы «строят» соты. (Рассматривание воска). Вы знаете, какое применение нашёл человек пчелиному воску?
Дети: Из воска делают свечи, его добавляют в гуталин, применяют для вощения бумаги. Воспитатель: Вот эти ароматные коричневые шарики – прополис – продукт переработки пчёлами смолистых веществ растительного происхождения (почек тополя, берёзы, осины, каштана. Ивы). Им пчёлы заделывают щели, бальзамируют проникших вредителей, поэтому в улье не бывает запаха разложения. Для природы главная польза от пчёл – опыление цветов. Большинство цветковых растений просто не могут размножаться без пчёл. Пчёлы, садясь на веток, «выпачкиваются» в пыльце и переносят её на другие цветы. Только из опылённых цветов образуется завязь, из завязи вызревает плод (ягоды, овощи, фрукты). На лапках у пчёл есть специальные углубления, куда они очень быстро складывают шарики, скатанные из пыльцы, так называемая «перга – пчелиный хлеб», ею они кормят личинок, из которых затем вырастают рабочие пчёлы. Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем полезен мёд? Дети: Он лечит от простуды, успокаивает, в нём много полезных веществ. Воспитатель: Мёд – удивительное природное лекарство, он обладает сильно выраженным обеззараживающим свойством и губительно действует на многие микробы и плесневые грибки. Мёд смягчает, питает, успокаивает кожу, поэтому его добавляют в мази, шампуни. Даже пчелиный яд идёт на пользу человеку. Его используют при изготовлении мазей, помогающих от болей в спине и суставах. Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о мёде? (Ответы детей). Я думаю, что нам пора отправиться на лесную полянку и посмотреть, как пчёлы помогли зверям.
Рассказчик. На опушке, возле ёлки, Жили – поживали пчёлки. Прилетели на лужок Собирать лесной медок. (Под музыку вылетают пчёлки, в руках у них маленькие ведёрки и большие расписные ложки. Они присаживаются около цветков, собирают ложками нектар). Все цветы любили пчёлок – Полосатеньких девчонок. Им головками качали И на танец приглашали. Танец «Цветы и пчёлки». 1-я пчёлка: Лето быстро пролетело, Вся полянка опустела Стала жёлтою листва, Осень в гости к нам пришла. Танец с листьями. 2-я пчёлка: Мы всё лето здесь летали, Много мёда мы набрали. Пригласим лесных зверей, Угостим их поскорей! 3-я пчёлка: Мы повесим объявление: «Приглашаем в воскресенье
Всех зверей к нам в гости в дом, Угостим лесным медком». Пчёлы вешают на ёлку большое объявление и улетают в улей. Звучит музыка «Зайка», на полянку выбегает Зайчик. В руках у него горшочек с красным цветком – это подарок для пчёлок. Заяц: Тук-тук-тук, я в гости к вам… Пчёлки: Очень рады мы гостям! Заяц: Прочитал я объявление, К вам пришёл по приглашению! Мне бы на зиму медку, Вдруг простуду подхвачу?
Пчёлки (вместе): Мёд лесной у нас полезный, Прогоняет все болезни. Угощаем, забирай, Да зимою не хворай!
Зайка: Вам за вашу доброту Я подарок подарю. Я нашёл для вас цветочек, Посадил его в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Лето вам напоминает. 1-я пчёлка: Замечательный цветочек! Словно красный огонёчек! 2-я пчёлка: Яркий, нежный и красивый… Пчёлки вместе: Говорим тебе спасибо! Зайка убегает. Пчёлки улетают в домик. Звучит музыка. Выходит Лиса, она несёт горшочек с жёлтым цветком.
Лиса: Тук-тук-тук, я в гости к вам… Пчёлки: Очень рады мы гостям! Лиса: Мне бы на зиму медку, Очень сладкого хочу! С чаем хорошо пойдёт, Если Волк ко мне придёт! Ведь зимою всё бывает, И зверьё заболевает. Пчёлки: Мёд лесной у нас полезный, Прогоняет все болезни!
Угощаем! Забирайте,
Да зимою не хворайте! Пчёлки отдают Лисе ведёрко с мёдом. Лиса: Вам за вашу доброту Я подарок подарю. Я нашла для вас цветочек, Посадила его в горшочек. Пусть ваш домик украшает,
Лето вам напоминает. Лиса отдаёт горшочек. 3-я пчёлка: Замечательный цветочек! Словно жёлтый огонёчек! 4-я пчёлка: Яркий, нежный и красивый… Пчёлки вместе: Говорим тебе спасибо! Лиса убегает. Пчёлки улетают в домик. Звучит музыка. Выходит Медведь, он несёт горшочек с синим цветком.
Медведь: Тук-тук-тук, я в гости к вам… Пчёлки: Очень рады мы гостям! Медведь: Мне бы на зиму медку! Лапу с мёдом пососу! Ведь из всех лесных зверей Мёд люблю я всех сильней! Дайте мне побольше мёду! Съем хоть целую колоду! И лечиться буду им.
Вкусным, сладким и густым!
Пчёлки: Мёд лесной у нас полезный, Прогоняет все болезни.
Угощаем, забирайте, Да зимою не хворайте! Пчёлки выносят для Медведя большое ведро с мёдом. Медведь: А за вашу доброту Я подарок подарю. Я нашёл для вас цветочек, Посадил его в горшочек. Пусть ваш домик украшает, Лето вам напоминает. 1-я пчёлка: Замечательный цветочек! Словно синий огонёчек! 2-я пчёлка: Яркий, нежный и красивый… Пчёлки вместе: Говорим тебе спасибо! Медведь уходит, пчёлки улетают. Выходит бабушка с белым цветочком. Бабушка: Мне бы на зиму медку, С мёдом чай я пить люблю! Ну а иногда бывает, С дедом мы зимой хвораем. Тут болит и там болит, Мёд нас быстро исцелит! Мы его и в чай, и в кашу, И в любую пищу нашу. Мёд – лекарство – лучше нет! Это знает целый свет!
Пчёлки: Мёд лесной у нас полезный, Прогоняет все болезни. Угощаем, забирайте, Да зимою не хворайте! Пчёлки отдают Бабушке ведро с мёдом. Бабушка: Вам за вашу доброту Я подарок подарю. Я нашла для вас цветочек, Посадила его в горшочек.
Пусть ваш домик украшает, Лето вам напоминает. 3-я пчёлка: Замечательный цветочек! 4-я пчёлка: Яркий, нежный и красивый… Пчёлки вместе: Говорим тебе спасибо! 1-я пчёлка: Мы трудились, мы старались, Все довольные остались! 2-я пчёлка: Не страшна зима для нас, Мёда сделали запас! 3-я пчёлка: А теперь скорее в дом, Осень, осень за окном! 4- я пчёлка: В тёплом домике своём Холода переживём!
Воспитатель: Теперь у зверей есть чудесное лекарство от простуды! Песня «Медовая песенка» слова Л. Кирилловой, музыка Е. Плаховой