Наталья Бороздина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Растения лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Интеграция образовательных областей:
«познание»
«коммуникация»
«чтение художественной литературы»
«здоровье»
«социализация»
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
двигательная
Цель.
Познакомить детей с лекарственными растениями.
Образовательные задачи:
Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Растения лечат“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Развивающие задачи
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, умения сравнивать и анализировать.
Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
Воспитательные задачи
Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, правилах сбора, применения для оздоровления организма человека.
Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
Оборудование:
игрушка – колобок, иллюстрации к сказке о лекарственных растениях, иллюстрации лекарственных растений, разрезные картинки «Лекарственные травы».
Методические приемы:
использование художественного слова (загадка, беседа, физкультминутка, игра, рассматривание иллюстраций.
Предварительная работа:
наблюдение за лекарственными растениями, растущими на участке, дидактические игры «Собери растение», игры и упражнения «Угадай растение по описанию», «Я цветок», чтение стихотворений, рассказов, сказок о лекарственных растениях, ; рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растениях ; настольно-печатные игры ; драматизация сказки «Колобок».
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель. Сегодня мы совершим с вами путешествие в сказку, а в какую отгадайте.
На окошке он студился
По дорожке он катился
Из муки он был печен
На сметане был мешен. (колобок)
Молодцы ребята.
Основная часть.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами перенеслись в сказку. Слышите там что-то случилось (слышатся голоса).
Бабка. Вот уже и устала,
А раньше. Бывало.
Я этих слов и вовсе не знала.
Дед. А меня, видать, продуло –
Знобит так, что мочи нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно…
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка. Нет у меня сил за травами идти,
Ты, старик, лечись, чем есть,
И не ворчи.
Колобок. Негоже мне без дела отдыхать,
Нужно деду и бабушке лечиться помогать.
Ну – ка, спрыгну я с окошка, да покачусь вдоль дорожки.
Лечебные растения отыщу,
А чтобы побыстрее собрать все, что надо,
Найду своих друзей в лесу,
И деда с бабой я спасу!
(колобок покатился по дорожке к лесу и встретил там сороку)
Колобок. Ой,ребята, помогите! Деда с бабушкой спасите. Заболели старики. Пить лекарство не хотят из городской аптеки. Говорят, что нужно пить какие - то отвары растений целебных. А что это такое я не знаю.
Воспитатель. Как же так, Колобок. Твои лесные друзья все знают, а ты нет. Вот послушайте, что случилось с муравьишкой.
Рассказ сказки про муравья с показом слайдов
Воспитатель. Все должны заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Посмотри как ребята с любовью рассказывают о своем теле.
Физкультминутка «Мое тело»
(дети повторяют движения с проговариванием текста)
- головушка – соловушка (гладят голову);
- лобик – бобик (выставляют лобик вперед, как быки);
- носик – абрикосик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа);
- щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками);
- губки – голубки (вытягивают губки в трубочку);
- зубочки – дубочки (стучат тихонько зубами);
- бородушка – молодушка (гладят подбородок);
- глазки – краски (раскрывают пошире глаза, смотрят, сколько вокруг красок);
- реснички – сестрички (моргают ресничками);
- ушки – непослушки (трут тихонько пальчиками уши);
- шейка – индейка (вытягивают свою шею);
- плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз);
- ручки – хватушки («хватают» воздух вокруг себя);
- пальчики – мальчики (шевелят пальчиками рук);
- грудочка – уточка (выпячивают вперед свою грудку);
- пузик – арбузик (выставляют животик вперед);
- спинка – тростинка (вытягивают спину;)
- коленки – поленки (сгибают ножки в коленях по очереди);
- ножки – сапожки (топают).
Колобок. Молодцы. Ребята! А как вас лечат ваши мамы и бабушки?
Рассказы детей.
Дети. А еще мы пьем чай с малиной, мятой, ромашкой.
Колобок. А почему именно с этими травами?
Дети. Это лекарственные травы, которые помогают людям.
Колобок. Я не знаю про такие растения. Расскажите мне о них.
Дети показывают картинки с растениями и рассказывают.
Вот, например, ромашка:
Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы"
А вот подорожник
Если ты порезал ногу
Не рыдай и не реви
Подорожник на подмогу
Ты скорей к себе зови.
О крапиве
Крапива – лекарство
Им голову мой,
Чтоб перхоти не было
И волос был густой.
О мяте
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт.
Дети рассказывают Колобку о растениях и показывают слайды.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем.
Игра «Поиграем в слова»
Воспитатель. Колобок, а ты знаешь как надо собирать лекарственные травы?
Колобок. Как? Выдернул из земли и все.
Воспитатель. Ребята, правильно говорит Колобок?
Дети. Нет. К лекарственным травам нужно относиться бережно. Когда их собирают, с корнем вырывать нельзя, нельзя сбивать цветы. А когда собрали травы нужно обязательно хорошо вымыть руки. Лекарственные травы нужно правильно засушить, чтобы они дольше помогали вам от болезней. Хранить их нужно в хорошо проветриваемом помещении, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи.
Колобок. Спасибо большое ребята за такие полезные и интересные рассказы.
Заключительная часть
Воспитатель. Молодцы, ребята. С заданием справились очень хорошо.
Запомни Колобок наши советы. Мы дарим тебе картинки с изображением лекарственных растений, чтобы ты знал какие они.
Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
А теперь мы хотим угостить тебя, Колобок, полезным и вкусным чаем.