Светлана Мамонтова
Конспект НОД «Птичьи трели» для средней группы. Образовательная область «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Птичьи трели для средней группы. Образовательная область Познание
нтеграция образовательных областей : Познание (ФЦКМ, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество (рисование).
Цель: расширяем сведения о лесных и городских птицах, закрепляем знание перелетных и зимующих птиц, знакомимся с изменениями в жизни лесных птиц с приходом весны, с птичьим «жильем», кормом; упражняемся в произнесении существительных во множественном числе, правильно называем детенышей птиц.
Публикация «Конспект НОД „Птичьи трели“ для средней группы, Образовательная область „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия:
Во время игры детей незаметно включается запись голосов птиц. Вот прокуковала кукушка, стучит клювом дятел, тенькает синица.
Воспитатель: Ребята! Что это за звуки?
Дети: Птицы поют!
Воспитатель: Давайте тихонько послушаем их. Кого из птиц вы узнали по её пению?
Дети в основном узнают ворону, дятла, голубя, воробьев. Воспитатель называет и других птиц, чье пение прозвучало в записи.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядит кукушка? (скворец, сойка, клест) Давайте с ними познакомимся! Они прислали нам свои фотографии.
Ребята садятся полукругом у экрана ноутбука. Показ презентации «Птицы России». (Уникальные кадры, именно фотографии, а не рисунки, так завораживают деток, что в группе устанавливается тишина, дети становятся внимательнее, активно включаются в работу.) Фотографий показывается не более 10, учитывая возраст детей и крепость памяти. Особенно останавливаются на самых ярких представителях пернатых, например, клест, дятел, скворец, кукушка, ласточка.
Воспитатель: Ребята, вы познакомились с птицами, населяющими леса нашей Родины. Вы запомнили, как они выглядят? Сейчас проверим! Я загадаю вам загадки о птицах.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовётся птица (Грач)
В лесу под шелест и под свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»-
И ставит подпись: (Дятел)
Окраской – сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья, хрипловатая.
Известная персона,
Кто это? (Ворона)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый (воробей)
Воспитатель: Молодцы! А чем птица отличается от животного?
Ответы детей: У птицы клюв, крылья, перышки, ноги только две, нет шерсти, ушки не видны. А у животных не клюв, а … (вводим слово «пасть», четыре лапы, нет крыльев, нет перышек, уши большие, есть усы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы, наверное, засиделись? Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Птицы»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Ребята как называют птиц, улетающих на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Объясните мне, почему они улетают?
Дети: Зимой им холодно, все насекомые спрятались, и нечем питаться, но весной они возвращаются, чтобы вывести птенцов.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет ответы: Эти птицы не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, семена хвойных. А некоторые ищут запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: Ребята, а ведь у каждой птички есть любимый корм. Например, клест очень любит семена хвойных растений, ели и сосны. У него и клюв подходящей формы – крестом, чтобы шишки расшелушивать. Свиристель любит рябиновые ягодки, дятел жучков и червячков, которых он достает из-под коры деревьев. А синицы и поползни еще осенью. Сделали себе запасы на зиму – припрятали сушеных жуков, семена растений, зернышки, крошки. Ну, а голубям и воробьям мы с вами помогали всю зиму – угощали хлебушком.
Воспитатель: Вот пришла весна-красна! И перелетные птицы возвращаются домой. Что они станут делать?
Ответы детей: строить гнезда, выводить птенцов.
Воспитатель: Правильно! Каждая птичка предпочитает особый домик. (Вывешиваются картины и фотографии с изображением птиц в гнезде на дереве, в дупле, на земле. Дети собираются у магнитной доски.) Смотрите: сова устраивает своим птенцам мягкую подстилку в дупле дерева, ворона из гибких веточек строит крепкое гнездо для воронят на верхушках деревьев, а вот цапля прячет гнездо с птенцами в камышах у болот. А для скворцов мы с вами мастерим скворечники! А как у птичек появляются детки?
Ответы детей: из яичек.
Воспитатель: Все верно! Птички откладывают яйца, высиживают их – греют своим теплом – и вот, скорлупа трескается и появляется маленький птенчик! Деток всех птиц можно назвать птенчиками, птенцами. А можно для каждой птицы назвать ребеночка. Скажите, как зовут ребеночка совы?
Дети: совенок.
Воспитатель: Грача? (снегиря, вороны, дикой утки, дикого гуся, стрежа)
Воспитатель: Молодцы! А если не один птенчик появился, а с братиками, сестричками? Мы скажем, что у совы много…
Дети: совят!
Воспитатель: у утки много … (у гуся, у вороны, у снегиря, у стрежа, у грача)
Воспитатель: Прекрасные ответы! Вы замечательно справились с заданием! Скажите, а кому какая птица больше всех понравилась?
Ответы детей. (Рефлексия)
Воспитатель (вызывает одного из ребят) : А чем тебе понравился снегирь?
Ответы: У него красивые перышки (вводим слово «оперение», они красного цвета на груди, а крылья черные.
Воспитатель спрашивает еще нескольких детей, подводя их к описанию птицы (размер, цвет оперения, форма клюва, ног, хвоста, прием добывания пищи, «домик»). Вы очень хорошо описали птиц! И вот для вас сюрприз – раскраски! Выбирайте птицу, которая вам больше всего понравилась, и раскрасьте её правильно.
Дети приступают к рисованию.