Татьяна Драгун
Конспект НОД «Образ защитника Отечества» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к истории русского народа
Задачи: Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской. Развивать художественно-эстетическое восприятие детей. Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, развивать творческое воображение.
Воспитывать чувство гордости за воинов-богатырей, содействовать воспитанию любви к Родине.
Публикация «Конспект НОД „Образ защитника Отечества“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседа о защитниках отечества; чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова М Врубеля; разучивание с детьми пословиц и поговорок по теме занятия; просмотр мультфильмов; рассматривание современного и старинного оружия; занятие по ИЗО «Богатыри» (аппликация)
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, слайды с изображением пейзажей И. Левитана, презентация «Богатыри земли русской», предметные картинки (дуб, орел, частокол, заяц, сердце, сова, силач, лев, доска магнитная, магниты, веточки дерева, пучок из веток, мяч, листы бумаги, корзина, силуэты воинских доспехов (щит и меч, гуашевые краски, кисточки, раскраски «Богатыри», муз. сопровождение: «Богатырская симфония» А. Бородина, песня «Богатырская сила»
Ход занятия.
Ритуал приветствия:
«Мы веселые ребята!
Мы ребята дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!»
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ждет много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Обращаю внимание детей на экран.
Слайд №1
За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая
Все в краю родном наполнено
Красотою небывалою.
На широкую дороженьку
Приведет тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская!
В. Бредис
Слайды №2-5
- Как красива наша земля! Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины. Художник Исаак Левитан воспел красоту родной земли в своих картинах. Он показал, как красива наша природа в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины.
- Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.
- Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.
Слайд №6
- В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси? (Защитниками земли русской назывались богатырями)
- Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете? (Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.)
Игровое упражнение «Образ богатыря»
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат предметные картинки.
- Ребята, возьмите картинку, на которой, по вашему мнению, изображена черта характера богатыря. (Дети по очереди прикрепляют картинку на мольберт)
- Могучий как дуб.
- Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы.
- Быстрый как орел.
- Смелый как лев.
- Мудрый как сова.
- Грозный как гроза.
- Сильный как силач.
- Любящий свою родину.
А дружина богатырей, защищая Родину, становится сплоченной, как частокол.
Воспитатель предлагает детям взять по одной веточке.
- Представьте, что веточка, это вы по одному. Давайте попробуем ее сломать. Сломали?
А теперь пучок – это вы все вместе. Можно сломать? Нет. Потому что вместе вы непобедимы.
- Когда были большие битвы, богатыри всегда воевали вместе. Потому что вместе они сила
Игра: «Назови пословицу – по кругу с мячом»
- Ребята, мы с вами сказали, что богатыри любили свою родину. Они всегда вставали на ее защиту? Давайте вспомним половицы о доблести и любви к родине
Ребенок, которому в руки попал мяч, вспоминает и проговаривает пословицу, о смелости, отваге.
«Сам погибай – а товарища выручай», «С родной земли – умри не сходи», «За край свой – насмерть стой», «За правое дело стой смело», «Жить Родине – служить», «Счастье Родины – дороже жизни», «Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой кто за народ идет», «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
- Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри
- А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую картину.
Слайд №7
- Кто автор этой картины? (Васнецов)
- Как называется эта картина? (Богатыри)
- Кому посвящается эта картина? (Русским богатырям)
- Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.
- Ребята, вспомните, как зовут богатырей.
- Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитович, Алеша Попович – своими ратными подвигами прославляли Русскую землю.
- Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.
- Глядя на картину, какую музыку можно услышать?
- Музыка может показать силу богатырей, их волевой характер?
- Давайте и мы послушаем музыку Александра Порфирьевича Бородина и полюбуемся картиной. (Звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина)
- Музыка соответствует характеру богатырей изображенных на картине?
Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)
- Смотришь на эту картину и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века»
Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый –
От врагов защищены
Рубежи родной земли.
Динамическая пауза: «Богатыри»
Богатырь – вот он какой, он силен, он здоров
(Дети изображают силача)
Он из лука стрелял,
(Дети показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал,
(Дети выполняют замах и бросок)
На границе стоял.
(Дети изображают богатыря на границе)
Зорко-зорко наблюдал
(Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри
(Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как Богатыри! (Руки на пояс).
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»
- Ну, мы стали с вами богатырями? Как вы думаете? (ответы детей).
А почему нет? Что же нам надо для этого сделать? (тренироваться, одежда нужна, как у богатырей, воинские доспехи).
- Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
Слайды №8-11
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий (Щит)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Ребята, посмотрите, у меня есть силуэты меча и щита. (Показ).
- На них есть какие – либо изображения? Ребята, воинские доспехи обязательно украшали орнаментом и узором.
Слайды №12-15
- Меч был главным оружием воинов – Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором.
- Меч украшали изображениями травы, дерева, колосков, зёрен пшеницы.
- Эти знаки считались оберегами для богатырей. Они верили, что такой меч будет как будто живым, сильным, будет помогать в бою.
- А это щиты. Они были разной формы. А что это за кружок в центре щита? Круг - символ солнца. Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Знак солнца был призван помогать отражать удары врага, сохранять богатырю жизнь.
Игровое упражнение «Попади в корзину»
- А теперь хочу посмотреть, какие вы сильные, могучие, меткие. Предлагаю вам из бумаги сделать «камни» и попасть в корзину.
- Молодцы! Вы все отлично справились с этим заданием! И за это я вам выдам доспехи и мечи богатырские. А вы украсите их знаками оберегами. (дети берут силуэты меча и щита и украшают их под муз сопровождение «Богатырская сила»)
- Подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваши доспехи богатырские? (ответы детей)
- Ребята как вы думаете, а кого мы сейчас можем назвать богатырем?
- Почему?
- Богатыри оставили нам, своим потомкам таков завет:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Мы пока с вами еще не взрослые, но можем тоже пообещать.
Обещаем богатырями быть,
А значит доброте служить,
За слабых заступаться,
Просто так не драться.
- Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.
- И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его вы можете раскрасить.