Виктория Загоруйко
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» «Флаг России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»
на тему: «Флаг России»
Программное содержание:
Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к Государственному флагу России;
Формировать элементарные представления об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей Родины;
Развивать интерес к истории и культуре родной страны;
Публикация «Конспект НОД ОО „Познавательное развитие“ „Флаг России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Флаг России. День Российского флага, 22 августа
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
Обогащать словарь детей: стяг, навершие, полотнище, ратники.
Материалы и пособия:
Иллюстративно-дидактический материал «Российская символика»; изображения Российского флага (промышленно изготовленный; флажки, выполненные детьми из бумаги); репродукции рисунков художников-графиков В. Семенова, О. Пархаева и др. с изображением старинных и современных стягов, знамен и флагов, а также репродукций картин («Богатыри» В. М. Васнецова, «Александр Невский» П. Д. Корина, иллюстрации с изображением одежды, украшенной русскими узорами.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на бело – сине – красный флажок, сообщает им, что сегодня они познакомятся с историей флага нашей страны России.
Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций) :
- Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, объединить, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, которые объединяли определенное число воинов. Часть войска также называлась стягом.
Вопросы детям:
- Как назывались флаги в древности? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на рисунки и ответьте, из чего и как можно сделать стяг?
(Ответы детей)
- Для чего нужен был стяг? (Ответы детей)
Воспитатель продолжает свой рассказ:
- Шло время, стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие.
Древнерусский стяг имел свои составные части: древко, полотнище и навершие. Эти же части есть и у современных флагов. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно – красного цвета. Стяги развевались на ветру, придавая уверенность и мужество ратникам.
Далее воспитатель дает задание детям:
Покажите на рисунке, изображающем стяги, древко, полотнище, навершие. После этого педагог продолжает рассказ:
- Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя».
Воспитатель предлагает детям посмотреть на иллюстрацию, где изображено знамя и объясняет:
- Это - государево знамя, то есть главное знамя страны времен царя Алексея Михайловича. Знамена тогда имели различные цвета: зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатыми узорами. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. Довольно часто для полковых знамен использовали сочетание белого, синего и красного цветов.
Воспитатель обращает внимание детей на знамя и спрашивает:
- Чем похоже это знамя на современный флаг России; чем отличается от него? (Знамя похоже своими цветами и расположением, полос; отличается тем, что на нем изображен золотой двуглавый орел.)
- Это знамя особенное, очень давно оно развевалось на военном корабле, который назывался «Орел» и защищал торговые суда, плавающие по реке Волге и Каспийскому морю. Для военного корабля это знамя было опознавательным знаком. Бело-сине-красный флаг с золотым нашивным орлом в центре говорил о принадлежности корабля Российскому государству. Стяги, знамена, флаги нужны для того, чтобы объединять людей, воинов.
- Для чего они еще нужны? Для чего понадобился флаг кораблю «Орел»?
(Они нужны, еще для того, чтобы отличать людей, одно войско от другого. Флаг нужен кораблю для того, чтобы было видно с других кораблей, какой стране он принадлежит).
Воспитатель обобщает ответы детей, делает вывод о том, что основное назначение флагов, а также стягов и знамен - быть символом объединения и отличительным знаком.
Затем педагог задает вопросы детям:
- О чем могут рассказать цвета российского флага : белый, синий, красный? (Ответы детей)
- Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Белый, синий и красный - это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим сине-море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».
Очень давно, во времена царя Алексея Михайловича, в расположении полос флага видели строение мира. Белая и синяя полосы означали небосвод, а красная полоса под ним - мир живой природы, людей, растений и животных. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. На флагах разных стран белый цвет символизирует мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь, отвагу, любовь.
Педагог предлагает детям снова посмотреть на иллюстрации с изображением одежды и вышивок, затем задает вопрос:
- Как вы думаете, почему в старину люди старались использовать ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища? (Ответы детей).
- Русские крестьянки в старину еще и вышивали постельное белье и свою одежду нитями красного, синего и белого цвета. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти-столешники. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни дом расцвечивали развешенные вдоль стен, на окнах, на божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.
Вывод: белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. Они не случайно стали цветами Государственного флага России.
В заключение занятия воспитатель предлагает детям снова совершить путешествие во времени - раскрасить старинные стяги.