Татьяна Коростелева
Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе. Конспект НОД «Необычное в обычном»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в области «Познавательное развитие» (экспериментально-исследовательская деятельность) «Необычное в обычном» (старшая группа)
Программные задачи:
Расширить и систематизировать знания детей о свойствах соли;
Закреплять умение исследовать вещество с помощью органов чувств, называть его свойства, особенности, понимать и использовать в работе мнемосхемы;
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе, Конспект НОД „Необычное в обычном“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;
Воспитывать аккуратность, необходимость соблюдения правил техники безопасности.
Материалы и оборудование:
Магнитная доска;
Мнемосхемы;
Игрушка Незнайка;
Мешочки с солью и с поролоном;
Фигурки пони с мешками и гирьки;
Лед;
2 стакана с водой;
Соль, 2 сырых яйца;
Чайная ложка.
На каждого ребенка:
Поднос;
Емкость с водой;
Розетка с солью;
Лупа;
Чайная ложка;
Мешочек с солью;
Мешочек с поролоном;
Салфетка.
Ход занятия:
(Минутка вхождения в НОД)
В круг скорее становитесь, дружно за руки беритесь,
Улыбнитесь, подмигните и к гостям все подойдите.
К их ладошкам прикоснитесь, теплотою поделитесь.
(Дети подходят к гостям, кладут свои ладони на их, здороваются.)
Теперь ко мне все повернитесь и тихо на ковер садитесь.
(Дети усаживаются на ковер.)
Ребята, у гостей ладошки были теплые? Это значит, что они добрые и тоже рады поделиться с вами частичкой своего тепла. Т-с-с, ребята, слышите! (Раздается стук в дверь. Выхожу и вношу Незнайку.) Незнаечка, что случилось, ты же сейчас должен быть в школе? (Незнайка шепчет мне на ухо.) Ребята, оказывается, Незнайка не смог выполнить домашнее задание и поэтому боится идти на урок. Что же делать? (Одобряю предложение детей помочь Незнайке. Обращаюсь к герою.) С каким же заданием ты не справился (Незнайка шепчет на ухо.) Оказывается, Незнайке нужно было выяснить свойства соли и затем решить очень трудную задачу. Ну что, ребята, попробуем помочь нашему другу? (Дети соглашаются) Для изучения свойств соли нам необходимо пройти в нашу минилабораторию и побыть в роли ученых-экспериментаторов. Но не забывайте, что при проведении исследований необходимо соблюдать определенные правила безопасности (Знакомлю с техникой безопасности.) А теперь прошу пройти в нашу минилабораторию, занять свои рабочие места. (Дети проходят к столам и рассаживаются.) Приступаем к исследованию, а запомнить и описать свойства соли нам помогут мнемосхемы.
Рассмотрите соль. Какого она цвета? (Дети отвечают. Показываю соответствующую мнемосхему и креплю её на доску.)
Определите запах соли. (Ответ. Мнемосхему на доску.)
Какого она вкуса? (Ответ. Мнемосхему на доску.)
Возьмите щепотку соли. Разожмите пальчики. Что произошло с солью? Значит она какая? (Сыпучая. Мнемосхему на доску.) Возьмите лупы и рассмотрите соль. На что она похожа? (На зернышки, крупинки, маленькие комочки)
Возьмите ложку соли, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что произошло с солью? (Ответ. Мнемосхему на доску.)
Ребята, а где люди используют соль? (Ответы детей. Мнемосхему на доску) А еще, соль очень помогает людям в гололед. Знаете как? Смотрите внимательно. (Провожу опыт со льдом.) Ребята, а соль это природный материал или рукотворный? (Ответы детей. Мнемосхему на доску.) Вот мы и выяснили свойства соли. Давайте их повторим для Незнайки, используя наших помощников – мнемосхемы. (Дети перечисляют свойства соли с опорой на мнемосхемы.) Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, теперь можно немного отдохнуть. (Провожу физкультминутку)
Тихо встали, улыбнулись, выше, выше потянулись.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Глазки вверх, глазки вниз и по кругу пробегись.
И к окну, и к двери, и зажмурь, и посмотри.
Всё вокруг мы посмотрели и на стульчики все сели.
Ребята, мы выполнили только первое задание. Незнайка, что за задачу тебе нужно было решить? (Читаю. Удивляюсь.) Да, ребята, задача действительно очень трудная. Поэтому, давайте поможем нашим головкам настроиться на выполнение сложной задачи. (Провожу кинезиологический массаж)
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
Ну вот теперь мы готовы к решению сложных вопросов. Слушайте внимательно. (Читаю.) «Шли домой два пони и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой - с поролоном. Одному пони было очень тяжело идти, а второму – легко. Они подошли к реке. Дом их был на другом берегу, а мостика не было. Они стали переплывать реку. Мешки их намокли. Одному пони было легко плыть, а другому пришлось приложить большое усилие, чтобы доплыть до берега и не утонуть. Когда пони пришли домой, то оказалось, что только один из них донес весь груз. Какой пони донес весь груз и почему?» Да, действительно, очень сложная задача. Давайте попробуем ее решить. И так, ребята, разбираем условие задачи: Что нес один из пони? (Мешок с солью. Помещаю фигурку пони на доску.) Что нес второй пони? (Мешок с поролоном. Помещаю фигурку второго пони.) Возьмите в одну руку мешочек с солью, а в другую с поролоном. Какой мешочек легче? Какому пони было легче идти? (Ответы детей. Помещаю гирьку над пони с мешком соли.) Что произошло дальше по условию задачи? (Ответы детей) Как вы думаете, какому пони было тяжелее плыть? Почему? (Гипотезы детей.) Давайте проверим ваши предположения. Возьмите мешочек с солью и опустите его в емкость с водой. Что происходит с мешочком? Почему? (Рассуждения детей) Опустите в воду мешок с поролоном. Что с ним происходит? (Ответы детей) Достаньте мешочки из воды. Какой мешочек тяжелее? Почему? Какому пони было легче плыть? (Дети делают вывод. Помещаю гирьку над пони с мешком поролона.) Верны ли были наши предположения? (Ответы детей)А еще знаете почему пони с мешком соли было легче плыть? Посмотрите. (Провожу опыт с сырым яйцом) Как видите, соль повышает плотность воды, и она как бы выталкивает, удерживает предмет на поверхности, не дает ему утонуть. А так как у пони соль постепенно растворялась, то он постоянно плыл в соленой воде, которая удерживала его на своей поверхности, и ему было легко плыть. Ребята, но мы не ответили на главный вопрос задачи: какой пони донес весь груз до дома? (Рассуждения и ответы детей. Обращаюсь к Незнайке.) Ну вот, Незнайка, мы справились с твоим домашним заданием. Надеюсь, ты хорошо запомнил свойства соли? Ребята, давайте еще раз их повторим для Незнайки. (Дети называют свойства соли с опорой на мнемосхемы, делятся впечатлением от занятия. Благодарю детей за активную плодотворную работу, прощаемся с Незнайкой. Занятие окончено.)