Лавренюк Ольга Васильевна
Конспект занятия в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов» (исследовательская деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах посредствам опытно – экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Необыкновенный мир магнитов“ (исследовательская деятельность)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование и материалы: Ширма, ткань, иллюстрации, рукавичка с магнитом внутри коробки, металлические и пластмассовая ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик и карандаш, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, поднос, магниты, мяч.
Оборудование и материалы для ребенка: Железные, пластмассовые, 1деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани и бумаги, магниты разного вида, железные рыбки; тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы и тазы с водой, скрепки, бабочки и машинки из бумаги.
Ход НОД:
l. Вводная часть. (Мотивационно – ориентировочный этап)
На столе воспитателя: коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
В: Здравствуйте ребята! Подойдите ко мне я вам что-то покажу. Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
В: Что это? (показ предметов)
Д: (ответы детей)
В: Почему рукавица волшебная? Как вы думаете? (ответы детей)
Опыт №1. Надеть рукавицу, по очереди и брать предметы.
В: Что происходит с предметами?
Д: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.
В: Дети, посмотрите, что есть в рукавице?
(рассматривание рукавицы, видят магнит).
В: Что вы знаете о магните?
Д: Он притягивает к себе металл.
ll. Основная часть (Поисково-практический этап)
В: А сейчас ребята я предлагаю вам стать маленькими исследователями.
- А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает).
Ребята приглашаю вас в мою лабораторию, но не в простую, а в волшебную. А что бы в неё попасть, нужно произнести волшебные слова, повторяйте:
Топ-топ, хлоп-хлоп.
Вокруг себя повернись, закрывая глаза
В маленьких волшебников – превратись!
(Ширма накрытая тканью)
- Ну вот мы (снимая ткань) с вами в волшебной лаборатории. В этой лаборатории носят головные уборы – колпачки, наденьте их. У меня тоже есть головной убор. Четырехуголка с кисточкой – я буду старшим волшебником.
В: Вспомним правила безопасности (должна быть тишина, на столах должен быть порядок, исследователь выполняет действия, которые необходимы)
(Дети подходят к столу, где на подносе лежат магниты)
В: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Важное дело эксперимент
В нём интересен каждый момент.
В: Возьмите с подноса по одному магниту, он будет вашим помощником на протяжении всего эксперимента. Внимательно рассмотрите.
В: Какой он на ощупь?
Д: Холодный, твердый, тяжелый.
Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на тарелку красного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На тарелку синего цвета, положите, которые не реагируют на магнит.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул : пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу,
деревянный карандаш.
В. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Предлагаю вам мои юные исследователи пройти к следующему столу, будем испытывать магнит дальше. (садятся за стол)
Опыт №3. «Не замочи руки»
В: Ребята, скажите а действует ли магнит через другие материалы? Как вы думаете?
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Давайте опустим скрепку в стакан с водой и возьмём стакан. А затем надо
вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку? (варианты детей)
В: Скрепку двигала Магнитная сила.
В: Значит магнитная сила проходит через стекло.
Опыт№4. «Рыбалка»
В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут?
Д: Ответы детей.
В: Сейчас мы это проверим.
- Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита.
Проведите магнитом над водой.
(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне,
притягиваются к магниту).
В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Д: Я провел магнитом над водой и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
В: Значит магнитные силы проходят через что?
Д: Значит, магнитные силы проходят через воду.
Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает. (кастрюля, мяч, ножницы, матрёшка, монета, гвоздь, теннисный мяч, карандаш, болтик, иголка)
В: Ребята, а вы знаете где ещё используют магнит? (версии детей)
Магнит используют в холодильниках, в компасе. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки и кнопки. Так же делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.
Опыт№5. Игра «Бумажные гонки».
В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?
Ответ детей.
В: Давайте проверим, положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
- Приступаем к гонкам.
В: Получилось завести бумажную машинку? Как вы думаете, в чём секрет?
Вывод: Значит магнитная сила проходит через картон.
Игра-опыт «Летающая бабочка»
В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
В: А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
- К бабочке прикреплена железная скрепка.
Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение,
летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими
бабочками.
lll.Заключительная часть. (Рефлексивно-оценочный этап)
(вбегает Карлесон, на пропеллере магнит)
Карлесон: Ой-ой-ой, что делать?
В: Что с тобой, что случилось?
Карлесон: Ко мне какая-то железяка прицепилась живая. Я ее отцепляю, а она опять прицепляется, она живая, из-за нее у меня моторчик не работает. Я ее боюсь.
В: Покажи-ка нам эту железяку. Ребята, подскажите Карлесону, как называется его враг – железяка, которая так его напугала.
Д: магнит
В: Как помочь ему?
Д: убрать магнит (убираем магнит)
Карлесон: Ура, летаю, ж-ж-ж. Вот спасибо.
- Ребята, а что вы нового узнали работая в нашей волшебной лаборатории?
- Какие предметы притягивает магнит?
- А какие не притягивает?
- Через какие материалы проходят магнитные силы? (стекло, воду и картон)
Карлесон: Молодцы ребята! А за то, что вы мне помогли починить пропеллер, я вас угощу конфетами.
В: А теперь пора прощаться.
В детский сад нам возвращаться.
Снимаем колпачки, закрываем глаза и повернёмся три раза.
Вот мы и в группе
За работу всем пожму я руки.