Лидия Акулаева
Конспект НОД «Наша каша. Растения для круп и каш» при совместном непосредственном участии детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Тип: интегрированное
Возраст детей: подготовительная группа, дети 6-7 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации:
- группа;
- подгруппы;
- межгрупповая.
Цель: сформировать знания о том, из семян каких растений получают крупы, затем готовят каши.
Задачи:
- Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Наша каша, Растения для круп и каш“ при совместном непосредственном участии детей и родителей» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-- познакомить детей с «растениями для круп и каш»;
-- сформировать знания о том, как каши появляются у нас на столе (семена -> крупы -> каши).
- Развивающие:
-- развитие познавательной активности, наблюдательности, кругозора детей;
-- развитие тактильной чувствительности и памяти, развитие речи и социально-коммуникативных способностей.
- Воспитательные:
-- воспитание бережного отношения к труду, к окружающему миру растений;
-- воспитание бережного отношения друг к другу (работа в группах);
-- воспитание умения не только выражать свои мысли, но и слушать других.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации растений (гречиха, овес, ячмень, пшеница);
- семена (гречиха, овес, ячмень, пшеница);
- крупы (гречневая, манная, перловая, овсяные хлопья);
- одноразовые стаканчики;
- карточки с изображениями растений (гречиха, овес, ячмень, пшеница);
- в группе три стола для практической работы: один стол для родителей, которые являются непосредственными участниками НОД; второй стол для детей; третий стол воспитателя с наглядными материалами;
- демонстрационный стол с баночками с семенами растений и крупами;
- колоски пшеницы.
Примечание: В данную НОД не включены физкультминутки и пальчиковая гимнастика, так как дети в ходе НОД много двигаются, переходят от стола к столу, много работают ручками и пальчиками (игры на определение семян, круп, игры на тактильную чувствительность). НОД построена так, чтобы дети не потеряли смысловую взаимосвязь между различными практическими заданиями и играми; чтобы благодаря практической работе с наглядным материалом и играм, они запомнили достаточно сложные для этого возраста цепочки последовательностей. Например, Растение пшеница –> семена пшеницы –> манная крупа –> манная каша.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):
Занятие «Наша каша»
Воспитатель: Сегодня мы поговорим, откуда на нашем столе берутся каши. Давно-давно, до того, как люди научились выпекать хлеб из дрожжевого теста, на протяжении тысячелетий они ели кашу. И в наши дни каша служит основой питания для миллиардов людей нашей планеты.
Воспитатель: Из чего готовят каши? Вы знаете, ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, из различных круп. А откуда человек берет эти крупы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Источником различных круп являются разные растения. Кто знает, какие? Назовите их.
Дети называют растения (гречиха, рис, овес, просо, ячмень и т. д.).
Воспитатель: Действительно, таких растений много. Мы с вами разберем только некоторые из них. (перечисляем: гречиха, овес, ячмень, пшеница) Мы сегодня вспомним только этих представителей растительного мира, являющихся источниками самых распространенных каш.
Воспитатель: Какую часть растений используют для получения круп?
Дети отвечают, делают предположения (семена)
Воспитатель: Верно.
Воспитатель раздает в стаканчиках семена гречихи, овса, ячменя, пшеницы, каждому ребенку по четыре стаканчика.
Воспитатель: Мы сейчас с вами займемся научным исследованием семян этих растений.
Воспитатель показывает на доске и называет растения - гречиха, овес, ячмень, пшеница.
Задание первое
Воспитатель: рассмотрите, потрогайте семена в стаканчиках. Попробуйте определить, какому растению эти семена принадлежат.
Воспитатель: Накройте стаканчик с семенами карточкой с изображением соответствующего растения.
Карточки лежат на столах стопочками – гречиха, овес, ячмень, пшеница. Дети выполняют практическую работу. Каждый ребенок накрывает карточками свои стаканчики с семенами. Воспитатель подходит к каждому ребенку, беседует, слушает предположения, проверяет выполненную работу.
Воспитатель: Ребята, а теперь у меня секрет, в тайне от родителей.
Воспитатель подзывает детей к своему столу и показывает какие семена какому растению принадлежат. Дети возвращаются к своему столу и проверяют, правильно ли они сделали свои предположения.
Примечание: тем временем родители делают то же задание в группе. У родителей четыре стаканчика на всех, и их надо накрыть карточками соответствующих растений.
Воспитатель: ребята, кто справился, поднимите руку.
В проверяет выполненную работу, помогает, исправляет, беседует с каждым ребенком.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, а родители справились с заданием? Подойдите и проверьте их!
Ребята комментируют, справились ли родители.
Задание второе
Воспитатель: Исследуйте внимательно еще раз эти семена. Рассмотрите и запомните их различие по цвету, запаху, размеру, форме, твердости (мягкости, шероховатости (гладкости) и т. д. Родители, тоже рассмотрите, потрогайте, запомните.
Дети выполняют задание. И родители выполняют то же задание.
Воспитатель: А теперь мы поиграем. Игра «Отгадай, какие семена в стаканчике». Желающие выходят и с завязанными глазами определяют, какие семена им насыпали товарищи. Родители также принимают участие, с завязанными глазами определяют, какие семена им насыпали дети.
Все играют, общаются, радуются!
Задание третье
Воспитатель: А сейчас новое задание. Я буду называть и показывать вам крупу для каши. А вы назовете и покажете мне семена растения, из которого эту крупу получают.
Воспитатель показывает детям гречневую крупу
Воспитатель: Из каких семян какого растения она получена?
Дети и родители отвечают: растение гречиха, семена гречихи. Проговариваем все вместе.
Воспитатель показывает и называет овсяную крупу (или овсяные хлопья)
Воспитатель: Из каких семян какого растения они получены?
Дети и родители отвечают: растение овес, семена овса.
Проговариваем все вместе.
Воспитатель: А теперь скажу вам по большому секрету. Подойдите ко мне. У меня на столе две крупы. Манная крупа и перловая крупа. Как вы думаете, из каких семян они получены? Делаем предположения.
Воспитатель поясняет – манная крупа из пшеницы (растение и семена пшеницы, перловая крупа из ячменя (растение ячмень, семена ячменя).
Воспитатель: Запомнили вопрос? Подойдите, спросите у родителей, знают ли они. Проверьте их. Расскажите им.
Задание четвертое
Воспитатель показывает крупу, а дети называют кашу, которую можно приготовить из этой крупы.
Воспитатель показывает баночку с манной крупой.
Дети отвечают: манная каша.
Воспитатель показывает баночку с гречневой крупой.
Дети отвечают: гречневая каша
Воспитатель показывает баночку с овсяными хлопьями.
Дети отвечают: овсяная каша
Воспитатель показывает баночку с перловой крупой.
Дети отвечают: перловая каша
Воспитатель: Ребята, каши очень полезны! (Да) Вы любите каши? (Да) Вы хотите быть сильными, быстрыми, ловкими, умными? (Да) А вы хотите, чтобы родители были здоровыми, веселыми, радостными? (Да) Давайте все вместе скажем: «Будем есть кашу!»
Игра с родителями «Угадай, какая крупа в стаканчике?»
Ребенок насыпает крупу в стаканчик, родители с завязанными глазами на ощупь отгадывают, какую крупу им насыпал ребенок. По желанию, могут отгадывать и дети.
По окончании НОД дети получают колоски пшеницы в подарок. Делятся своими впечатлениями друг с другом и родителями.