Светлана Алтухова
Конспект НОД «Органы чувств человека».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с органами чувств человека.
Задача: Учить ориентироваться в схеме собственного тела; Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; Учить детей «прислушиваться» к собственным ощущениям; Учить детей умению рассказывать о своих чувствах. Развивать интерес к самому себе; развивать речь детей, мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Прививать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Публикация «Конспект НОД „Органы чувств человека“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки: тётушка Сова, схема органов чувств, ухо, глаза, кожа, нос, язык; на подносе апельсин, лимон, яблоко, лук, помидор, варежки, тряпочные очки.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня утром пришли в детский сад и сказали «Здравствуйте!», а знаете, что утром вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что «Здравствуйте!», тоже самое, что и «здоровья желаю».
Вы сказали, здравствуй, это лучшее из слов! Если скажешь, здравствуй, значит (будь здоров).
Давайте ещё раз пожелаем здоровье друг другу, мне и нашим гостям.
Ребята, кто из вас хочет быть здоровым?
А как вы понимаете, что значит быть здоровым?
(Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, можно гулять на улице, когда чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать).
У нас свами сегодня необычная беседа, мы поговорим о здоровье.
Мы сегодня будем учиться беречь своё здоровье, так как наше здоровье прячется в нас самих, и только мы можем его сохранить и приумножить.
Воспитатель: Итак, где же прячется наше здоровье? (в нас самих).
Здоровье-то спрятано и во мне, и в тебе, в каждом из нас.
Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» - это значит, каждый человек может сам укрепить и сохранить свое здоровье.
А, как человек может себе помочь сберечь здоровье? (вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, не сердиться, быть добрым.)
Предлагаю разобраться и поиграть в игру «Правильная еда» : (дети находят картинки и объясняют о полезной еде).
Воспитатель: Молодцы вы знаете какая пища поможет вам укрепить здоровье, но, чтобы быть здоровым необходимо ещё знать и любить своё тело, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
Приглашаю в лабораторию к тётушки Сове.
Мы сегодня будем исследовать, самих себя, а точнее, наших помощников-органов чувств.
Изучение органов чувств.
Загадка.
1. Орган слуха-ухо.
Маша слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Маше (ушки).
(Показ картинки уха)
- А зачем человеку что-то слышать? (как-же можно обойтись без пения птиц, журчания ручья, голоса мамы)
Игра на развитие слухового внимания «Чей голосок?»
Практическая работа.
- Закройте глазки и послушайте.
- Что вы слышите? (Муз. инструменты, вода переливается, бумага шуршит)
- И так, мы познакомились с первым помощником человека-ухо-орган слуха.
Гигиенические правила ухода за ушами.
- Я вам прочитаю, а вы скажете, что нужно делать.
- Доктор, доктор как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: - Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно! (Э. Мошковская)
Дети: уши мыть ежедневно.
- Посмотрите на картинки, скажите, что можно, а что нельзя делать. (Нельзя ковырять острыми предметами, сильно уметь, нельзя остужать).
Динамическая пауза.
Подойди ко мне, дружок становись скорей в кружок!
Ушки ты свои найди и скорей мне покажи!
Ловко с ними мы играем – вот так хлопаем ушами!
А сейчас потянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, потом – покрутили козелком!
Чтобы ушко не замерзло, отогреть его нам можно!
Вот и кончилась игра! Наступила тишина!
2. Орган зрения-глаза.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Правильно, глаза. Глаза – это орган зрения. (Показ картинки глаз).
Игры на развитие зрительной памяти «Что мы видим?»
Воспитатель:
Ребята, а для чего нужны глаза? (Ответы детей) А что можно делать глазами, как вы думаете? (смотреть, моргать, подмигивать, закрывать и открывать) Закройте, пожалуйста, глаза. Вам удобно? (Ответы детей) А теперь откройте! Посмотрите друг другу в глаза. У вас очень красивые глаза, они разного цвета, вы заметили! А чтобы наши глазки хорошо видели, не болели надо правильно ухаживать за ними.
Правила бережного отношения к органу зрения.
Продолжить игру на развитие зрительной памяти. (Убирается один предмет с подноса, «Что изменилось?» (Переставить предметы местами).
3. Орган обоняния – нос.
- Замечательно! Исследуем следующего помощника.
1) Практическая работа.
- Я на блюдце положила лимон, апельсин, яблоко, разрезанные пополам.
- Кто желает с закрытыми глазами по запаху определить фрукт? (Три ребёнка выходят к доске, они с закрытыми глазами по запаху определяют фрукт).
- Отгадайте, какой орган помог вам правильно определить фрукт:
Он бывает самым разным:
Добрым вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
(Показ картинки на доске)
- Нос-это орган обоняния.
Нос – единственный из всех органов умеет воспринимать различные запахи – приятные и не очень. Запахнет в воздухе дымом – нос сообщит об этом мозгу, а уж тот сообразит, где загорелось. Почувствует нос запах пирогов с кухни, значит –пекут в детском саду пироги. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд, мельчайшие частички пахучих веществ при дыхании попадают к нам в нос и мы распознаём запах.
Это называется обонянием.
Как это называется? (индивидуальные и хоровой ответы)
«Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На поляне – землянику,
В грядке – спелую клубнику,
В огороде чует нос,
Где чеснок, где лук подрос.
В доме, может так случиться,
Носик тоже пригодится.
Всё пронюхает наш нос…
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.»
Дети, нос наш помощник. Он охраняет нас от болезнетворных микробов, которые пытаются проникнуть к нам в организм вместе с воздухом. Когда микробы попадают и становится их много, мы чихаем и наш нос очищается от них, и тем самым защищает наш организм.
Дети, а что нужно делать, чтобы наш нос хорошо дышал?
Правильно, нос необходимо очищать с помощью носового платка или промывания.
Ещё нельзя в нос ничего засовывать, будет беда.
А ещё нужно делать гимнастику для носа.
Хотите научиться её правильно выполнять?
«Подыши одной ноздрей»
4. Орган вкуса-язык.
Отгадайте:
Всегда во рту, не проглотишь? (Язык)
(Показ картинки на доске)
- Язык-орган вкуса.
Мы фрукты посмотрели, определили по запаху.
Как ещё можно определить? (Ответы детей)
- Правильно, определить по вкусу.
- Какой помощник в нашем организме будет определять по вкусу? (язык).
У нас на языке много мелких сосочков, которые помогают чувствовать сладкое, кислое, горькое, солёное (рассмотреть через лупу, и ещё нам хочется попробовать на вкус?
- А зачем пробовать на вкус? (Ответы детей)
Желающие дети пробуют на вкус фрукты, делают выводы.
Правила бережного отношения к органу вкуса.
Физкультминутка минутка.
«А теперь мы отдохнём».
1. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко умеем.
2. Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3. Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4. Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
5. Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место
Орган осязания-кожа.
Отгадайте, какой орган чувств следующий.
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это (кожа)
(Показ картинки на доске)
- А сейчас мы узнаем, как помогает нам кожа.
Приглашаются три ребёнка. Они надевают варежки, тряпочные очки. В руки им подаются по предмету. Дети должны определить, что у них в руках. (Определяют ошибочно). Варежки снимают, и снова определяют предметы. (получается точнее).
- Как вы думаете, почему первый раз определили неправильно, а второй раз уже точнее?
- Кожа нам помогает определить предмет: горячий, холодный, гладкий, шершавый.
- А ещё кожа бывает «гусиной», когда человеку холодно, красной, когда жарко.
2- Посмотрите на рисунок и скажите, что произойдёт, если поранить палец? (ответы детей)
- Посмотрите на мальчика-грязнулю и девочку-чистюлю? (Ответы детей).
Правила гигиены и бережного отношения к органу осязания – коже. (использовать картинки культурно-гигиенических предметов).
Молодцы, ребята, вы отобрали только предметы личной гигиены и не забывайте, что они должны быть у каждого свои.
Здоровье – это же бесценный дар,
Который при рождении тебе дан.
Его всегда оберегай
И способами всеми укрепляй!
Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали для того, чтобы быть здоровыми?
-А что вам больше всего понравилось делать?
-Чему вы бы смогли научить дома своих родных из того, что мы делали? Ребята, теперь я за вас спокойна, вы не только сами будете всегда здоровы, но и научите беречь здоровье своих близких.
Я хочу вам пожелать «Будьте всегда здоровы!», а вы, пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.
Дети: Будьте всегда здоровы!
«В здоровом теле, здоровый дух».
1. Ты должен знать своё тело
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
2. Сделай его сильным,
Сделай его быстрым.
Сделай его, сделай его чистым.
3. Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело и охранять.
4. Время промчится, ты станешь большим,
Будешь всегда стройным и молодым.