Надежда Молинова
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
развитию детей № 49 «Веселый гном» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
«Наши помощники. Органы чувств»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории:
Молинова Н. М.
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщать и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;
-Формировать познавательные действия, составлять первичные знания о себе;
- Расширять знания о профессиях, в которых эти органы чувств необходимы;
-Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования.
Развивающие :
-Развивать сенсомоторные способности детей, стимулировать органы чувств : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;
-Развивать стремление самoстоятельного поиска знаний;
-Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
Речевые:
- Обогащать речь детей новыми понятиями : осязание, обоняние.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа: чтение энциклопедической литературы, рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания.
Материал к занятию: мнемотаблицы, предметы для «волшебного мешочка» с разными тактильными поверхностями; картинки «найди отличия»; капсулы от «киндер-сюрприза», наполненные различными аромамаслами; влажные салфетки; банан и лимон; звуки природы; ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости: давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
- А вы когда-нибудь задумывались, что значит слово «Здравствуйте»?
(Здравствуйте - это значит, что мы желаем быть здоровыми).
Воспитатель: Всё правильно. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
Воспитатель: Правильно, это человек. В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (частями тела).
- Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют) .
- Ещё у нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это? (Уши, глаза, нос, язык, руки,кожа).
Воспитатель: Правильно – это органы чувств : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. Скажите, с помощью чего вы показывали части тела? (С помощью рук). Руки- это орган осязания. Благодаря ему мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая, лёд холодный. Как мы можем заботиться о руках? (ответы).
-А сейчас проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». Описывать вы можете по нашей таблице.
(дети садятся за столы)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек с предметами».
Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.
Материал: предметы разной формы, разного размера, разного материала и поверхностью.
Описание игры: Дети в мешочках по очереди «обследуют» предметы и рассказывают о своих ощущениях (у меня предмет маленький, квадратный, сделан из пластмассы, гладкий, лёгкий, твёрдый- это кубик)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужны чувствительные руки (врачам, скульпторам и т. д.)
Воспитатель: Чтобы узнать о следующем органе чувств- отгадайте загадку.
На ночь два окошка- сами закрываются,
А с восходом солнца- сами открываются. (Глаза)
Воспитатель: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть? (Зрение).
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Каким еще (умными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т. д.)
Воспитатель: Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человеку нужно зрение? (рисовать, смотреть м/ф и т. д.)
Воспитатель: Как мы можем заботиться о них? (ответы). Чтобы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – предлагаю сделать гимнастику для глаз.
(дети проходят к ТВ, проводится гимнастика для глаз)
Воспитатель: Я приготовила для вас интересные задания. Давайте сядем на стульчики за столы. Внимательно посмотрите на картинки и найдите отличия на них, называйте, а я буду отмечать их на большой картине. (называют)
-Давайте посчитаем, сколько отличий мы с вами нашли? (10)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужны зоркие глаза (художникам, водителю и т. д.)
Воспитатель: Загадка о следующем органе чувств :
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Оле. (Ушки)
Воспитатель: Молодцы. Уши – тоже важный орган чувств- слух. Благодаря ушам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса. А как нужно заботиться об ушах? (ответы).
Воспитатель: А теперь пройдите, пожалуйста, ко мне, встаньте свободно. Я предлагаю вам узнать и назвать все звуки и шумы природы. Закройте глаза.
( звучат разные звуки и шумы: пение птиц, шум моря, звук дождя и т. п., под последнюю мелодию воспитатель предлагает открыть глаза и подвигаться под музыку- ф/минутка).
Воспитатель: Молодцы, немного потанцевали и всё отгадали. Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужен хороший слух (музыкантам, певцам и т. д.)
-Загадка о следующем органе чувств :
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
Воспитатель: Нос - это орган чувства, а чувство называется -обоняние. Ребята, а как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи, чтобы дышать, нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.). Как мы можем заботиться о своём носе? (ответы).
Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах от киндер-сюрприза. Поможет вам описать свои ощущения наша таблица.
(Дети берут контейнеры от киндер- сюрприза и проходят за столы)
Дидактическая игра «Отгадай по запаху».
Цель: формировать умение различать запахи; стабилизировать психическое состояние; активизировать мышление и внимание; формировать навыки саморегуляции.
Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: хвойный, лимон, апельсин, лук, чеснок и т. п.
Описание игры: Дети «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях ( например: у меня капсула с приятным, слабым, фруктовым запахом. Это лимон)
Воспитатель: Вы справились и всё отгадали. Скажите, пожалуйста, может ли запах предупредить человека об опасности? И в каких случаях это бывает?
(Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т. д.)
Воспитатель: Всё правильно. Скажите, пожалуйста, людям какой профессии необходим «острый нюх» (пафюмерам, дегустаторам и т. д.)
Воспитатель: Остался ещё один орган чувств, о котором мы не говорили. Послушайте загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нам язык? (чтобы кушать, разговаривать).
- А еще, чтобы различать и чувствовать вкус пищи. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус клубники, а вторым - яблоки. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Как мы можем заботиться о нём? (ответы).
Воспитатель: Я приглашаю вас в столовую зону. Давайте попробуем вкус того, что я приготовила для вас. Но перед этим нам необходимо привести в порядок чистоту наших рук.
(дети вытирают руки влажными салфетками, проходят за столы)
Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»
Ход игры: Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу (лимон и банан). Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый».
Воспитатель: А кто ответит мне, чем полезен лимон? Банан?
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, людям какой профессии необходим чувствительный язык (поварам, дегустаторам и т. д.)
-Ну, вот мы с вами отгадали все загадки и познакомились с органами чувств. Назовите их. (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
- Мне хочется узнать, что вам запомнилось больше всего? (ответы)
- Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Вот как говориться в пословице «Здоровье дороже богатства».
Я вам всем желаю крепкого здоровья. Хорошего вам настроения.
Приложение 1. Мнемотаблица «Волшебный мешочек»
Приложение 2. Мнемотаблица «Запахи»
Приложение 3. «Найди отличия»