Марина Комонова
Конспект НОД «Ах, какая осень!» в старшей специализированной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные: закрепить знания детей об осенних явлениях в живой и неживой природе, о труде людей;
Продолжать обобщать и систематизировать знания с помощью моделирования.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к природным явлениям; ассоциативное мышление при использовании карточек-моделей, эмоциональную отзывчивость; развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него.
Коррекционные: развивать цветовое восприятие, зрительное внимание, совершенствовать глазодвигательные функции зрительного аппарата
Публикация «Конспект НОД „Ах, какая осень!“ в старшей специализированной группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать средствами музыки и живописи любовь к природе и эстетические чувства.
Ход НОД
В: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Почемучка, чтобы узнать, что происходит в природе: стало холодно, осыпаются листья с деревьев, идёт дождь? (Осень)
В: А что же это за время года такое осень?
Ребёнок читает стихотворение И. Токмаковой «Осень».
В: Давайте поговорим об этом чудесном времени года, а Почемучка послушает. Помогут нам в этом картинки-помощники.
Воспитатель показывает модели признаков осени. Дети рассказывают о явлениях, происходящих в живой и неживой природе в осеннее время года. В процессе беседы дети читают стихотворения о сезонных изменениях осени.
В: Ребята, как вы думаете почему осенью листья на деревьях желтеют и падают, а у ели иголки всегда зелёные?
Воспитатель комментирует и даё т исчерпывающий ответ:
В листьях деревьев содержится особенное вещество – хлорофилл. В каждом листике много хлорофилловых зёрен, которые окрашивают его в зелёный цвет. Для того, чтобы это вещество образовывалось, необходимо очень большое количество солнечного света. Осенью дни становятся короче, света всё меньше, поэтому зелёные хлорофилловые зёрна не успевают образовываться и листья меняют свою окраску, а затем и опадают. Деревья сами сбрасывают листву, если все листья зимой оставить на ветках, вырастут такие сугробы, что они не выдержат и сломаются от тяжести.
У ели иголочки-хвоинки – то же самое, что и у других деревьев листья. В каждой хвоинке, всё те же удивительные зелёные хлорофилловые зёрнышки, правда, в тоненькой хвоинке их куда меньше чем в листике, поэтому они успевают образовываться за короткий световой день. Хвоинок очень много на каждой ветке, если ель свои хвоинки сбросит, то чтобы вновь нарядится густой хвоей, ей всей весны не хватит. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, засыпать позже, а просыпаться раньше лиственных, а хвоинки менять постепенно. Чтобы сменить свой наряд ели необходимо много лет. Ветви ели гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, но не сломает.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Как люди делают запасы на зиму?»
Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов, которые предлагается разместить согласно своему назначению (что хранят в мешках, ящиках, банках, бочках).
В: Но не только люди осенью готовятся к зиме, но и звери.
Дидактическая игра «Как спасаются звери от зимней стужи». Предлагаются картины модели с изображением жилищ диких животных (нора, логово, берлога, дупло и т. д.).
В: Почемучке очень понравились ваши рассказы, но чтобы он их лучше запомнил давайте ему ещё раз напомним, что обозначает каждый символ и подарим плакат с изображением всех картинок-помощников.
В: Осень – чудесная пора, она очаровывает всех своей красотой. Поэты слагают стихи, композиторы создают великолепную музыку.
Дети заводят хоровод вокруг «Берёзы» и исполняют песню З. Роот «Милая берёзонька».
В: Осень не оставляет равнодушными и художников, она радует их своими красками. Они создают картины, которые отражают красоту нашей природы. Давайте рассмотрим некоторые из них. Показ репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», В. К. Бялыницкиого-Бирули «Задумчивые дни осени», карточки-помощники «Эмоции и мы», «Цветовой колорит» (цветовая экология, пазлы.
В: Первая картина с которой мы с вами познакомимся это «Золотая осень» известного пейзажиста И. И. Левитана. Как вы думаете, почему художник назвал картину золотой осенью? Какие цвета он использовал (много жёлтых и оранжевых красок). Как эти цвета можно назвать по-другому (тёплые цвета).
В: Молодцы, художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею. Почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень!
В: Да, мы увидели яркую нарядную осень. Но кроме яркой осени художники отражали и унылые дни осени. Это мы можем увидеть в картине В. К. Бялыницкиого-Бирули «Задумчивые дни осени».
В: Скажите, пожалуйста, какие краски отражают состояние грусти? Какие краски здесь использовал художник? (холодные).
В: Оказывается с помощью цвета, колорита красок можно передать чувства, настроение, эмоциональное состояние.
В:Сегодня я принесла вам картинки подсказки, давайте их соотнесём с данными картинами (ребёнок выбирает соответствующей краске эмоцию).
Дидактическое упражнение: «Подбери колорит к картине».
В: Мы рисовали с вами пазлы на осеннюю тематику. Давайте попробуем вместе создать картину для украшения музыкального зала к празднику Осени. Будьте внимательны, помогут вам правильно составить целое из частей «волшебные фигуры».
Дети составляют картину и вместе с Почемучкой радуются результату своей работы.
Проводится дидактическая игра «За что мы Осени скажем «спасибо»? (Дети передают кленовый листок друг другу и высказывают свои впечатления об осени).
Воспитатель подводит итог занятия и предлагает Почемучке подарить песню «Ах, какая осень!» муз. и сл. З. Роот.