Елена Логинова
Конспект НОД о занятии в старшей группе «Музыкальные картинки. Знакомство с композиторами»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в старшей группе :
Подготовила: музыкальный руководитель
Логинова Елена Вячеславовна
Жд. ст. Плавица 2020
Цель: продолжать знакомиться с композиторами, чье творчество посвящено теме детства; пробуждать интерес к музыке, формировать образное восприятие музыкального произведения.
Публикация «Конспект НОД о занятии в старшей группе „Музыкальные картинки, Знакомство с композиторами“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Атрибуты, оборудование: фортепиано; портрет Кабалевского; костюмы для детей, задействованных в сценках; декорация лесной поляны; три бутафорских пня; детская швейная машинка; небольшой лоскут яркого ситца; музыкально-шумовые инструменты – маракас, треугольник, дудочка, металлофон.
Оформление: место выступления оформлено под лесную поляну. На центральной стене – портрет Д. Б. Кабалевского. Помещение условно разделено занавесом: на импровизированную сцену («полянку») и зрительный зал.
Рекомендации для педагога. Желательно привлечь к участию в данном мероприятии учащихся детской музыкальной школы. Детям намного интереснее послушать игру не взрослого человека, а сверстника. Пьесы просты в исполнении. Обычно они включаются в репертуар начинающего пианиста в первый и второй годы обучения.
Ход мероприятия
1. Музыкально-ритмические движения. Попевка-приветствие.
В записи звучит «Походный марш» Д. Б. Кабалевского. Дети свободным шагом заходят в музыкальный зал, рассаживаются на заранее приготовленные для них места. Музыка затихает. Педагог приветствует детей попевкой «Здравствуйте».
2. Слушание.
– Сегодня наше занятие посвящено замечательному композитору, музыкальному деятелю Дмитрию Борисовичу Кабалевскому (1904–1987 гг.). С песнями Д. Кабалевского выросло не одно поколение детей. Он написал много хорошей музыки, не только детской, но и взрослой. Это песни, пьесы для начинающих юных музыкантов и просто любителей музыки, серьезные произведения.
Родился будущий композитор в городе Петербурге. Он рос очень любознательным мальчиком. Будучи гимназистом, увлекался спортом, музыкой, театром, сочинял стихи и особо не задумывался о том, что ему больше всего нравится делать. Лишь в 14 лет он начинает серьезно заниматься музыкой.
Вскоре семья Дмитрия переезжает в Москву. Он принимает решение стать настоящим музыкантом. Вскоре поступает в музыкальное училище ( тогда оно называлось по-другому: музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина). После его окончания юноша поступает в Московскую консерваторию, где одновременно учится на пианиста и композитора.
– Кто такой композитор? (Это музыкант, который сочиняет, пишет музыку.) Композитор обязательно должен владеть каким-либо музыкальным инструментом. Он должен быть хорошим музыкантом. Кто такой музыкант? (Музыкантом называют человека, блестяще играющего на каком-либо музыкальном инструменте.) Например, Дмитрий Борисович был пианистом. На каком инструменте он играл? (На рояле, фортепиано.)
– А кто такой баянист? Аккордеонист? (Тот, кто играет на баяне, аккордеоне.)
– Если музыкант играет на балалайке, как его называют? (Балалаечник.)
– Дмитрий с успехом закончил высшую школу музыки – консерваторию – и стал прекрасным пианистом и хорошим композитором. Д. Кабалевский много трудился, выступал с концертами, лекциями, посещал школы, встречался с детьми. Он очень хотел, чтобы они научились понимать и любить музыку. Дмитрий Борисович работал в школе и учил школьников красиво и правильно петь, быть музыкально грамотными.
Он организовал журнал «Музыка в школе», который издается до сих пор. Написал для детей несколько книг о музыке. Когда вы станете чуть старше и пойдете в школу, обязательно их прочитайте. А сейчас мы с вами послушаем несколько произведений Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Отодвигает занавес. Перед зрителями – декорации лесной поляны. Два пенька, один побольше. На нем стоит детская швейная машинка. Рядом – пенек поменьше. Он заменит персонажу стул. Чуть в стороне – пенек для рассказчика.
– Первое произведение, с которым нам сейчас предстоит познакомиться, называется «Ежик». Маленький недоверчивый зверек. Его колючки предупреждают: «Не подходи. Уколю!» Но мы его нисколечко не боимся, уж очень он симпатичный…
3. Музыкально-игровое творчество.
Исполняет пьесу Д. Кабалевского «Ежик». Инсценирование стихотворения Е. Арсениной «Еж-портяжка».
Выходит воспитатель. Он выступает в роли рассказчика. Присаживается на стоящий в стороне пенек. Вновь приглушенно звучит музыка. Выходит еж-портняжка с куском ситца. Садится за швейную машину, сосредоточенно шьет.
Рассказчик. Прошлым летом под сосной
Поселился еж-портной.
Еж трудился день-деньской,
Обшивал народ лесной.
Мастером он слыл отменным
И портняжкою умелым:
На глазок кроил и шил,
Без примерки мастерил…
Еж-портняжка. Юбки, платья и жилеты,
Шапки, шляпки и береты,
Шорты, брюки и трусы
С удовольствием носи.
Появляется девочка-белка в элегантной шляпке. «Продефилировав», удаляется. Следом за ней выскакивает ребенок-заяц. Любуется своими штанами. К нему присоединяются медвежата, одетые в модные яркие трусы. Они кувыркаются и, играя в салки, убегают. Завершает модный показ волк. Он выходит в солидном костюме, в белых перчатках, с тростью – настоящий джентльмен.
Рассказчик. Щеголяет белка в шляпке,
Заяц – в новеньких штанах.
Медвежата-малышата
В ярких, ситцевых трусах…
Даже Волк преобразился,
Как на праздник нарядился.
Стал солидным дядя Волк:
Волк (сдувая с костюма невидимые пылинки).
Еж в одежде знает толк!
Волк уходит, помахивая тростью и весело насвистывая.
Рассказчик. Про такие чудеса
Рассказала мне лиса.
И я к мастеру ходил,
Он и мне костюмчик сшил.
Выходят все персонажи. В руках у них музыкально-шумовые инструменты : треугольник, маракас, дудочка, металлофон. Исполняется песня «Вот такие чудеса» (сл. Г. Бойко, муз. А. Филиппенко). На вступление и проигрыш дети играют на музыкальных инструментах.
– Следующее произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского называется «Зайчик дразнит медвежонка». Прислушайтесь, ребята, к музыке, как точно изображены характеры сказочных персонажей. Интересно, почему зайка стал дразнить медвежонка?
Исполняет пьесу. Дети обсуждают различные ситуации, что могло поссорить друзей. Например, медвежонок не проговаривает все слова правильно, а заяц подтрунивает над ним. Или же смеется над неуклюжестью и неповоротливостью своего приятеля и т. п.
– Давайте, ребятки, посмотрим, что же случилось на самом деле.
Появляются медвежонок с зайцем. Они весело бегают, играют в догонялки. Вдруг медведь спотыкается и падает на зайчонка. Тот злится, начинает задирать, дразнить приятеля за его неловкость. Медвежонок обижается. Друзья, рассорившись, расходятся в разные стороны.
Рассказчик. Однажды на большой полянке
Играли заяц с мишкой в прятки.
Но вдруг в ответственный момент
Споткнулся и упал медведь.
Зайчонка под себя подмял,
Да так, что тот заверещал.
Зайчонок (с трудом вылезая из-под медведя).
Фу, какой ты угловатый,
Отдавил мне хвост и лапы!
Медвежонок (виновато).
Ты, зайчонок, не ори
И, пожалуйста, не ври!
У тебя хвоста-то нет… –
Таков мишки был ответ.
Рассказчик. Пострадавший не на шутку
Разозлился на мишутку.
Зайчонок. Неуклюжий, помолчи,
Ты на свой-то посмотри!
Где ты хвост свой потерял?
Неужели кто украл!
Медвежонок сконфуженно оглядывается на свой хвост.
Ведущий. Тут обиделся медведь,
Громко начал он реветь.
Медвежонок (с обидой).
Ах, так ты меня дразнить?
Не хочу с тобой дружить!
Приятели расходятся в разные стороны, с обидой поглядывая друг на друга.
Рассказчик. Разобидевшись, друзья
Разбежались кто куда.
4. Пение.
– Вот такая смешная и в то же время грустная история приключилась с нашими приятелями. Не знаю, как вам, ребята, но мне почему-то совсем не хочется, чтобы зайчик с медвежонком ругались, а вам? Я, кажется, знаю, что надо делать, а вы догадываетесь? (Надо зверюшек помирить.)
– Вот и в музыке Дмитрия Кабалевского звери мирятся и продолжают свою игру. Ничто не сближает так друзей, как хорошая песня. Многие из вас, ребята, знают песенку о дружбе и верном друге. Она так и называется – «Настоящий друг». Текст песни написал известный поэт Михаил Пляцковский, а музыку – композитор Борис Савельев.
Дети исполняют песню «Настоящий друг». Персонажи – заяц и медведь – смотрят друг на друга исподлобья. Затем несмело подают друг другу руки. Взявшись за руки, они поют последний куплет песни.
– Музыка может о многом нам рассказать. Вы сейчас убедились сами. Но помимо этого музыка может передать черты характера человека, поведать о его настроении и переживаниях. Сейчас вы услышите небольшую пьесу Д. Кабалевского, которая называется «Злюка». Все знают, кто такие злюки? Злюками называют тех, кто постоянно на всех обижается и постоянно злится по пустякам, портит другим настроение.
Исполняется пьеса «Злюка».
– Ребята, а среди вас случайно нет таких вот злюк?
Злиться, деточки, нельзя –
Для здоровья вредно.
Злой и грубый человек –
Это очень скверно!
– В заключение прозвучит музыка, в которой композитор рассказывает нам о цирковых артистах. Они развлекают и смешат людей. Догадались, о ком я говорю? (Догадались. О клоунах.)
– Послушаем забавную музыку о двух забавных клоунах. Один из них – веселый и озорной. Он ловко подбрасывает и ловит разноцветные мячи. У второго клоуна все валится из рук. Он пытается походить на своего приятеля, но у него ничего не получается.
5. Музыкально-танцевальное творчество.
Звучит пьеса «Клоуны». Выбегают два ребенка-клоуна в ярких костюмах, с разноцветными носами, в рыжих париках. Они раскланиваются перед «публикой». Начинает представление первый клоун. Он весело подкидывает и ловит маленькие мячи, ловко демонстрируя свое умение. На музыку средней части выходит другой клоун. Он неуверенно пытается повторить трюк первого клоуна, но терпит неудачу и оттого становится грустным и печальным. На музыку последней части первый клоун утешает неудачливого приятеля и приглашает его попробовать другой, более простой трюк, например, кувырок. У второго клоуна получается. Друзья радостно обнимаются. Пожимают друг другу руки. Кланяются зрителям и уходят.
6. Заключительная часть.
– Наше занятие подошло к концу. Сегодня вы, ребята, познакомились с творчеством замечательного композитора, создавшего большое количество прекрасной музыки. В дальнейшем на музыкальных занятиях вам предстоит ближе познакомиться с творчеством Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Педагог попевкой «До свидания» прощается с детьми. Под музыку «Походного марша» дети направляются к выходу.
Литература :
Е. Н. Арсенина «Музыкальныые занятия. Старшая группа –Волгоград, 2013 год