Маргарита Филина
Конспект НОД «Монета, купюра, пластиковая карта» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста. Привлечение детей к совместной деятельности для
развития познавательной активности.
Задачи:
Обучающие:
Формировать первичные экономические понятия: купюры, монеты, зарплата, бюджет, расход, доход, потребности. Продолжать создавать условия для решения проблемных ситуаций, проводить опыты, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Монета, купюра, пластиковая карта“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и
разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки,
щедрости. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных качеств.
Формировать эмоциональную отзывчивость, умение играть вместе,
дружно.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Как появились деньги».
Беседа о потребностях, расходах и доходах людей.
Рассматривание денежных средств (купюры и монеты).
Рассматривание денежных знаков различных достоинств.
Методы и приемы:
Основной метод – игровой.
Наглядные методы (интерактивные изображения).
Словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения,
практический метод, а также метод контроля и стимулирования).
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал:
Проектор, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение,
карточка для записи результатов.
Раздаточный материал:
Кошельки с купюрами и монетами, купюры и монеты для проведения
опытов, карточки для записи результатов, простые карандаши, фартуки,
разносы, пиалы, салфетки, вода.
Сюрпризный момент: дидактическая игра «Лото», сладкое угощение.
Структура НОД:
Длительность НОД 25 минут - Вводная часть -5минут
Основная часть-15минутЗаключительная часть-5минут
Ход НОД:
Дети свободно играют в группе. Воспитатель замечает двух спорящих детей. Один ребёнок говорит: «Монеты!». Другой: «А я говорю, купюры!».
Воспитатель: Дети, о чём вы спорите? Ответ девочек: «Какие деньги важней монеты или купюры?»
Воспитатель подзывает всех детей предлагая разобраться в споре, какие всё-таки деньги важней монеты или купюры»
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! - Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас:
- «Вырастут ли деньги?
- Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей)
Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?
Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) Профессий очень много.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели поработать и получить зарплату? Давайте встанем в круг и немного поработаем.
Игра «Профессии»
Если хочешь стать маляром - делай так (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если ты водитель - делай так (вращают руль)
Если ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть, пора зарплату получать. (Детям раздается зарплата в кошельках. (купюры и монеты).
Воспитатель: Молодцы, ребята, понравилось вам работать? А получать зарплату? Можно сделать вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.
Беседа о монетах.
Посмотрите внимательно в ваши кошельки. Все посмотрели, а теперь поднимите руки у кого деньги круглой формы? И как их называют? (Дети поднимают руки). Эти деньги называют - монетами, Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей – из специальных сплавов метала).
А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? И
как эти деньги называют? (Дети поднимают руки) Эти деньги
называются - купюрами. А из чего они сделаны? (Ответы детей из специально разработанной бумаги).
Деньги бывают разного достоинства. Каким достоинством бывают купюры?
Ответы детей - бывают разного достоинства, например: 10, 50, 100, 200, 500 рублей; 1000, 2000, 5000 тысяч.
Воспитатель: А монеты, каким достоинством бывают, вы знаете?
Дети: 1,5,10,50 копеек; 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или
купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? Мы с вами отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно, ещё в лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Там работают ученые.
Как вы думаете, чем занимаются учёные?
Дети: Проводят опыты, что-то изучают.
Воспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные
эксперименты, одним словом занимаются наукой.
- Мы тоже с вами исследователи.
- Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают
все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты, и будем записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас на столах.
- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что важней - монеты или купюры.
1. Эксперимент.
Купюру смять. Монету смять.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент.
Опустить в воду купюру. Опустить в воду монету.
Воспитатель: Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте
выигрывает? Артём, отметь в нашей карте результат.
3. Эксперимент.
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Возьмите на ладошку монету - подуйте, что происходит с
монетой? Теперь купюру – подуйте. Что происходит с купюрой? Какой вывод
сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент.
Возьмите свои кошельки и немного потрясите. Переверните. Сделайте вывод,
что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. Вывод.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а
по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.
Мы носим деньги, монеты и купюры (банкноты в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Физкультурная минутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?»
Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков; и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.
Вывод: Все люди нуждаются в потребностях, которые требуют
больших расходов.
Воспитатель: Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители сходить в магазин, берём кошельки и отправляемся в магазин.
Но прежде чем мы отправимся за покупками, вспомним
несколько правил обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой
6. Бережно относиться к деньгам. Молодцы.
Вставайте все за мной, в магазин мы все пойдем, и продукты приобретем: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)
И гостей мы позовем. (махи руками к себе)
Воспитатель: Ребята, мы с вами в магазине.
А теперь ответьте мне на вопрос что для человека важней,
игрушки или продукты?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому что, без игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без продуктов нет.
Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами, всегда думайте о том, что важнее для вашей семьи.
Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?
- У человека есть потребность в одежде. (Она защищает человека от холода, от жары)
-Ещё человек нуждается в жилье.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Какой вы бывает доход?
А расход?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Хочу и надо».
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности,
можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку
или накопить.
Воспитатель: Дети, мы разобрались в споре?
Ответы детей.
Время нашей игры подходит к концу.
Заключительная часть. Анализ НОД
-Что вам понравилось?
-Что для вас было сложным или трудным?
-Что вам далось с легкостью?
-Что нового вы узнали?
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они
испытывают по окончании образовательной деятельности.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг
другу улыбнуться. Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и
скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель: Поиграли мы для вас.
А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.
Благодарю всех за активное участие. В память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти монеты, вы их заработали.