Смолянова Елена Алексеевна
Конспект НОД «Моя Родина — моя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Моя Родина – моя Россия»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: продолжать знакомить детей с понятиями: «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Отечество», «Геральдика»;
закрепить представление о государственных символах, формировать уважительное отношение к символике страны;
Публикация «Конспект НОД „Моя Родина — моя Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
развивать диалогическую речь, память, мышление; интерес к истории родной страны;
совершенствовать речевые навыки детей при чтении стихов;
способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
воспитывать любовь к своей малой Родине, любовь к родному поселку.
Материалы: проектор, ноутбук, экран, музыкальное сопровождение; дидактические пособия: каравай, ленты, неофициальные символы России в виде иллюстраций - матрешка, самовар, медведь, березы, коллаж с фотографиями, герб поселка Комаричи.
Предварительная работа: рассматривания изображений, чтение литературы, заучивание стихотворений о Родине, прослушивание песен о Родном крае, дидактические игры, беседы о Родном крае, России.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поприветствуем их!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Встретить с честью и почетом.
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречают
Круглым, пышным караваем.
С караваем соль подносят:
Поклонясь отведать просят.
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб соль из рук!
Воспитатель: Ребята, это одна из традиций у нас на Руси встречать гостей хлебом - солью, т. к. в нашей стране живут самые гостеприимные люди. А, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно и сегодня я приглашаю вас поговорить о нашей прекрасной стране Россия!
(дети присаживаются)
- А жителей России как называют? – Россияне.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На севере может идти снег, а на юге – припекать солнышко. Природа России очень разнообразная — много рек, морей, лесов, есть горы, степи.
Воспитатель: Ребята, а как зовут человека, который управляет страной (дети – президент, кто является президентом России? (ответы детей В. В. Путин)
- Да, ребята, президентом нашей страны является Владимир Владимирович Путин! слайд - президент России). Он очень любит свою страну и свой народ. Как вы думаете, каким человеком должен быть президент? (ответы детей) добрым, умным, ответственным, заботливым, справедливым, храбрым).
Воспитатель: Ребята, в каждой стране есть свой главный город – столица. А как называется столица нашей России? – Москва (слайд - Красная площадь).
В Москве есть Красная площадь - главная площадь нашей страны. На ней проходят военные парады и другие мероприятия, демонстрирующие всему миру мощь Российской армии.
Москва – это Красная площадь, (ребенок)
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя!
Воспитатель: А сейчас, ребята, предлагаю вам пройтись по Красной площади (дети встают и выполняют физминутку).
Физминутка
Мы учили песенку
А в песенке слова (дети маршируют)
Здравствуй наша Родина
Город наш Москва (руки поднимают вверх)
Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская (руки разводят в стороны)
Эту площадь знают все
Эта площадь Красная (руки вперёд)
(дети присаживаются)
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть государственные символы. Это герб, флаг и гимн (слайд - символы России).
Давайте вспомним символы нашей страны (слайд - Государственный Герб России). Посмотрите – это Государственный Герб России. Герб - это отличительный знак страны. Что изображено на нем? (нам расскажет Андрей)
У России величавой (ребенок)
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
Воспитатель: Второй символ нашей страны – это Государственный флаг России (слайд – Государственный флаг России).
Какие цвета на флаге? (Ответы детей.) Флаги, состоящие из трех разноцветных полос, называют триколорами. Российский флаг – это российский триколор.
Воспитатель: Давайте вспомним, что они означают? (на примере лент)
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная.
Воспитатель: Ребята, помогите мне правильно разложить цвета нашего
флага по порядку, проводится игра: «Собери флаг». Подойдите к столам, возьмите ленточки и соберите правильно российский триколор.
Молодцы, ребята! А где мы можем увидеть флаг России? Ответы детей (на разных зданиях, соревнованиях, транспорте).
В особые торжественные моменты россияне испытывают гордость за свою Родину, видя поднятый российский флаг.
Воспитатель: Гимн – это третий символ нашей страны.
- Что такое гимн? (дети - песня)
Воспитатель: Да, гимн – это торжественная песня. Гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события.
- Ребята, сейчас мы с вами исполним самую главную, самую торжественную
песню нашей страны, - Гимн России, а когда звучит гимн принято вставать (дети стоя исполняют фрагмент гимна России).
(дети присаживаются)
Воспитатель: Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, наша страна имеет и ряд других неофициальных символов, а каких вы сейчас узнаете, отгадав загадки:
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане
(Береза)
Воспитатель: Правильно, береза – Россия страна берез. Береза всегда считалась символом России, символом процветания и долголетия.
Игровое упражнение: Ребята, «Подберите признаки к слову береза» – (белоствольная, высокая, зеленая, стройная, тонкая, кудрявая, нарядная).
Воспитатель: Следующая загадка
Прячется от нас с тобой,
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
Воспитатель: Правильно, матрешка. Всем нам знакома – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России. Матрёшка символизирует материнство, богатство, плодородие. Именно поэтому её так любит наш народ.
Игровое упражнение: Ребята, «Подберите признаки к слову матрешка» – (русская, деревянная, расписная, большая, румяная, сувенирная).
Воспитатель: Слушаем следующую загадку
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит
Самовар
Правильно, самовар. Самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Самовар – символ России, символизирует гостеприимство, радушие, дружеское общение, домашний покой и уют.
Он был в каждом доме, независимо от местности и достатка. У самовара люди собирались на чаепития с ароматными баранками.
Игровое упражнение: Ребята, «Подберите признаки к слову самовар» – (пузатый, пыхтящий, горячий, блестящий, дымящий, русский).
Воспитатель: Еще, ребята загадка
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
Медведь
Правильно, медведь. Медведь – еще один неофициальный символ России. Медведь – это красивый и сильный зверь. Медведь - это символ добродушия и богатырской силы. Являясь символом нашей страны, он показывает мощь России, способность защитить себя от врагов. Русских сравнивают с медведями в умении постоять за себя.
Игровое упражнение: Ребята, «Подберите признаки к слову медведь» – (бурый, большой, лохматый, сильный, осторожный, русский).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Вам нужно по характеру музыки узнать о каком неофициальном символе России идет речь, и изобразить этот символ (дети, по окончании музыки изображают тот или иной символ – береза, матрешка, самовар, медведь).
Молодцы! (дети присаживаются)
Воспитатель: Ребята, существует много неофициальных символов России,
но мы сегодня с вами вспомнили самые главные – это береза, матрешка, самовар и медведь.
Воспитатель: Ребята, какая же большая и великая наша Россия, но есть на ней место, которое нам дороже и роднее всего. Родина – это наш поселок Комаричи, наша малая Родина (слайд п. Комаричи).
«Что мы Родиной зовём? (ребенок)
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём…»
Воспитатель: Что же такое малая Родина? (дети отвечают)
Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне. Где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, где живут наши друзья. Это наши дома, детские сады, магазины, парки, больницы, улицы, по которым мы ходим, где живет каждый из вас. Ребята, а вы знаете, как называются ваши улицы? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много улиц в нашем поселке. Есть даже улицы, которые названы в честь великих людей.
Воспитатель:
Всё краше становится день он за днём,
И Родиной малой его мы зовём.
- А как называются люди, которые живут в нашем поселке Комаричи? Комаричане. У всех комаричан есть Малая Родина - это поселок Комаричи (слайд - Герб поселка Комаричи).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нашей малой Родины тоже есть свои символы?
Посмотрите – это герб поселка Комаричи (слайд – герб п. Комаричи) – главный символ поселка. Что на нем изображено? (Ответы детей, воин.)
Воспитатель: «В зеленом поле древнерусский воин - богатырь в серебреных шлеме и доспехах, красных рукавицах и сапогах, с черным поясом с золотой пряжкой, к которому подвешен золотой нож в ножнах и в такой же рубахе и черных штанах, по сторонам - узкие красные столбы, сопровождаемые золотыми колосьями».
Зелёный цвет отражает природу Комаричского района и его сельское хозяйство.
Две красные полосы в зеленом поле символизируют ленту медали «Партизану Великой Отечественной войны», так как наш район был местом активных партизанских действий во время ВОВ.
Красный цвет - символ мужества, самоотверженности, геройства.
Серебро в геральдике — символ чистоты, благородства, мира.
Золото — символ богатства, величия.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с вами произнесем добрые слова, которые вы бы хотели сказать о нашей Малой Родине! Какая она? (дети – милая, добрая, родная, счастливая, замечательная, любимая, заботливая).
Воспитатель: Как много красивых и добрых слов вы сказали о своем родном поселке Комаричи. А сейчас давайте покажем нашим гостям наш коллаж с фотографиями, который мы с вами делали, когда ходили на экскурсии по своему поселку.
Воспитатель: Ребята, вот название нашего поселка, наш герб, родной детский сад. Кто хочет рассказать о наших экскурсиях? (Мне запомнилась экскурсия к памятнику Незымаева. Он защищал нас в годы ВОВ. А мне запомнился постамент Вечному огню и Аллея героев. А мне понравилась экскурсия в музей, там было очень интересно. Мемориал воинам – интернационалистам. Стелла, посвященная ВОВ на привокзальной площади).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили (дети отвечают). Мы говорили о том, что живем в России, президентом России является В. В. Путин, вспоминали государственные символы нашей России. Говорили о малой Родине, знакомились с гербом поселка Комаричи.
А сейчас я приглашаю вас и наших дорогих гостей на чаепитие у нашего самовара с вкусными баранками.